Изъятие земель

Содержание

Процесс изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земель

Сегодня многие землевладельцы озабочены тем, что могут по каким-то причинам потерять права на свой надел. Одним из оснований для беспокойства является закон об изъятии земельных участков. На самом ли деле стоит волноваться за свою собственность и переживать, что можно остаться ни с чем? будет рассмотрено в статье.

Новый порядок изъятия земельных участков, закон

Ныне существующий порядок изъятия земель был установлен специальным законом. А именно № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он затронул несколько кодексов РФ:

  1. Земельный.
  2. Гражданский.
  3. Жилищный.
  4. Градостроительный.

В Земельном кодексе, например, была изменена статья 49, где рассматривались основания для того, чтобы произошло изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Туда была добавлена глава, уточняющая порядок проведения процедуры.

Ничуть не удивительно, что этот закон признают социально значимым. Ведь он призван защитить права собственников и других землепользователей. Конечно, в той же мере он служит и интересам государства. Предполагается, что он предотвращает недобросовестные действия со стороны властей.

Вообще, существует несколько видов изъятия земель. Их всего четыре? и целых три из них можно назвать неплановыми. Вот перечень этих типов:

  • изъятие для нужд города или государства;
  • реквизиция, которая применяется только в случае чрезвычайных ситуаций, например, катастрофы;
  • конфискация, а именно безвозмездный отъем в связи с совершенным правонарушением;
  • изъятие надела в связи с тем, что его используют ненадлежащим образом.

Основания и условия изъятия

Существует несколько условий, при которых может быть изъята территория из частной собственности в пользу государства или на нужды города либо по каким еще причинам могут решить, что ее нужно изымать. Приведем их в таблице, а после рассмотрим подробнее.

Выкуп на нужды города или государстваРеквизиция землиИзъятие по другим причинам
Если состояние какого-либо многоквартирного дома признано аварийнымДля ликвидации последствий чрезвычайных ситуацииНеиспользование земельного участка по его прямому назначению
Государство выполняет свои международные обязательстваЕсли в стране эпидемия, и эта земля может послужить на благо обществаИспользование по предназначению, но с нарушениями. Пример: сельскохозяйственную землю используют так, что она теряет свою плодородность
Для работ, которые будут связаны с использованием недрИная срочная непредвиденная потребность государства именно в этом участке земли, которая указана в законодательствеПри совершении определенных правонарушений производится безвозмездный отъем
Для создания либо расширения особо охраняемой природной территории
С целью строительства/реконструкции объектов федерального/регионального значения. Только если это оговорено необходимыми документами

Если отъем в пользу государства достаточно понятно рассмотрен в таблице и, по сути, в разъяснениях особо не нуждается, то двум остальных вариантам не помешают некоторые уточнения.

Так, реквизиция может быть не только постоянной, но и временной. Если на конец срока нет возможности ее вернуть хозяину, происходит возмещение стоимости собственности. Также этот вид отъема не требует никакого судебного вмешательства. Все экстренно решают органы власти.

Если происходит отъем в связи с каким-то нарушением, все немного сложнее. Например, если земля сельхозназначения была использована для ИЖС либо оказалась использована любым другим ненадлежащим способом, ее владельцу грозит изъятие территории и, если он на это не соглашается, суд. А суд может не только вынудить подчиниться закону, но и постановить, что необходим штраф.

О том, когда землю забирают из-за некоего правонарушения, устанавливает КоАП. Тогда ни на какие возмещения не имеет смысла надеяться.

Порядок изъятия, сопроводительная документация

Мероприятие начинается с того, что выясняется, кто хозяин тех угодий, которые собрались изъять. Заинтересованным органом подается соответствующий запрос в Росреестр. Если ответа получить по каким-то причинам не удалось, то запросы непременно рассылаются в архивы, где могли сохраниться необходимые сведения.

Происходит поиск владельцев при помощи размещения оповещений на главной странице портала либо в других информационных источниках органов государства. Эти действия положено проводить не меньше, чем за два месяца до момента, как будет уже точно принято решение, что необходимо изъять именно эти участки, и без этого невозможно обойтись.

Если владелец не нашелся, то после всех необходимых процедур поиска тот, кто инициировал процесс, должен подать в суд и настаивать на том, чтобы землю и все объекты на ней были признаны собственностью государства или муниципалитета.

Важно! Хозяева, регистрировавшие свои угодья до 1998 года, могут попасть в довольно неприятную ситуацию, если не проводили никаких процедур землеустроения позже.

Если не поданы вовремя нужные документы в Росреестр, и его право не подтверждено, то он просто не значится в базе данных государства как собственник. Тогда его участок может оказаться признанным собственностью государства, а он об этом даже не узнает.

Это, между прочим, довольно весомая причина на всякий случай проверить на досуге документы на свои владения, если в чем-то нет уверенности.

Дальше уже само изъятие выглядит так:

  1. Подготовка, где определяется общий порядок и прекращение прав на владение собственностью.
  2. Принятие решения с обоснованием всех условий, на которых будет изъято имущество.
  3. Владелец уведомляется о том, что ему предстоит передать свое имущество государству или городу.
  4. Заключают соглашение о том, что землю у хозяина изымают.

Постановление об изъятии земли

Важной деталью всего мероприятия является не что иное, как постановление об изъятии. Оно может быть либо для одного участка, либо для нескольких одновременно. Но если под снос определили многоквартирный дом, то постановление делается только одно.

Типовой образец свободно можно найти в интернете. Но если он для обычного землевладельца и имеет ценность, то только в качестве материала для ознакомления. Образцы нужны скорее тем, кто будет принимать постановление, но они обычно имеют все необходимые шаблоны под рукой.

В постановлении должны быть прописаны все основания, на которых происходит решение этого вопроса, а также указана правовая основа всего мероприятия.

После принятия постановления в течение десяти дней информация размещается в надлежащих источниках. Ксерокопии предоставляются всем, чьи интересы оказались затронуты. Также копия направляется органам, регистрирующим права владельцев.

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли, что входит в размер возмещения

Если изъятие происходит не из-за нарушения закона, предполагается, что обязательно будет выплачена компенсация. Встает закономерный вопрос, каков будет ее размер, как он считается, и что туда входит.

Рассмотрим этот вопрос. Прежде всего, в компенсацию входит рыночная стоимость участка. Раньше это была кадастровая стоимость, но поскольку она была недостаточно точна, в конце концов, было решено использовать только рыночную.

Кроме этого, туда включается цена всего имущества после проведения оценки, компенсация за всю упущенную выгоду от использования надела. И конечно же, учитываются убытки, которые может понести хозяин земель, когда потеряет свои угодья.

Когда все это посчитано, как раз выходит размер суммы, которую получит бывший владелец территории. Но это только при условии, что вид изъятия подразумевает компенсацию.

Также нужно знать, что компенсацию можно получить не только деньгами. Можно получить равноценную по стоимости замену недвижимостью. Например, угодье точно такое же по цене в другом месте. То есть по закону получается так, что совсем с пустыми руками хозяин изъятого участка (квартиры, если речь идет о многоквартирном доме) остаться не должен.

Важно! При расчете компенсации будут считаться только те объекты, что не были возведены там незаконно и которые не появились на участке уже после того, как его хозяин был уведомлен, что земли будут изъяты.

Резервирование земель государственными (муниципальными) службами

Существует такое понятие, как резервирование земель. Это довольно новое явление в законодательстве. Оно производится либо государственными, либо муниципальными службами.

Эта процедура довольно специфическая и подразумевает, что земля в принципе уже предназначена для каких-то целей, но теоретически может сдаваться в аренду.

Срок аренды в таком случае не должен превышать срока, на который участок был зарезервирован. Приватизировать, однако, такой участок нельзя.

Суть этого явления такова. Территория как бы «запасается» на будущее для какой-либо цели, но пока время для претворения на нее планов не подошло, она может быть использована для любых других нужд. Потом, когда подходит срок, ее изымают, если ее кто-то арендовал и используют так, как планировалось.

Зарезервированным участок может считаться в случае, если:

  1. Уполномоченный орган принял соответствующее решение.
  2. Есть схема участков, что хотят резервировать, которую уже утвердили.
  3. Проведена обязательная государственная регистрация ограничения прав на эти земли в ЕГРП.

Подразумевается, что для землевладельцев, арендаторов и других землепользователей будут установлены такие рамки:

  1. Нельзя строить ни жилые, ни производственные здания, даже если это входит в целевое использование этих участков.
  2. Запрещается строить пруды или другие обводненные объекты, проводить оросительные или мелиоративные работы. Также и осушительные работы проводить не разрешено.

Существуют четко определенные сроки, на которые могут «запасаться» территории. Так, если пространство резервируется для того, чтобы создать особую экономическую зону, то срок не должен быть больше, чем два года. Если это так называемый «общий случай», то времени уже отводится больше — три года.

Когда же речь идет о том, чтобы резервировать не предоставленные гражданам земли для строительства дорог, для строительства и реконструкции объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного и воздушного транспорта, а также строительства метро или возведения любых других линейных объектов государственного или городского значения, то срок будет уже увеличен до двадцати лет.

Разъяснение сложных моментов

Один из вызывающих затруднение моментов будет касаться отъема надела, если он не используется.

Что будет трактоваться как «неиспользование»? Неиспользуемым участок будет признан в том случае, если его выделили для строительства, а, спустя три года, выяснилось полное отсутствие не только строения, но и даже начала работ.

Если участок был выделен для развития садоводства, а на нем все еще все стоит нетронутым, спустя те же три года. Три года — это тот срок, когда необходимо начать (а лучше всего и закончить) то, для чего он был по договору предоставлен.

Или же что если земля выделена для образования СНТ, то есть садового некоммерческого садоводства сорок лет назад. Каким образом там стало осуществляться строительство? Это всегда сельскохозяйственные земли. Это не проблема, если документы оформлены так, что там указана возможность помещения дачного дома.

Другой вопрос вызывает компенсация. Хотя то, каким путем она рассчитывается, уже говорилось, может возникнуть непонимание того, что подразумевает «понесенный убыток» при расчете. Им считается, например, невозможность выполнить обязательства по заключенному ранее договору. Чтобы доказать, что убытки будут, нужно предоставить подтверждающие это бумаги.

И, наконец, последний момент. Когда именно может произойти комплексный отъем земельных угодий в пользу государства на большой площади.

Это происходит довольно редко и обычно связано с тем, что затевается какое-либо массовое строительство необходимых объектов, как, например, в Сочи при подготовке к Олимпиаде.

Признак грядущего потрясения можно, во-первых, увидеть в новостях, заметив, что в районе что-то планируется, а во-вторых, чтобы подтвердить подозрения, на официальных сайтах соответствующих органов, где должны предоставлять подобную информацию.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/izyatie-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd.html

Изъятие земельного участка – нововведения в 2020 году

Изъятие земель

Юридическая база знаний › Земельное право

04.03.2020 7 632 просмотров

В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы  лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо  муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить  многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня  (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав  землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью  использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»
П.10, ст. № 32Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ
П.9,10, ст. № 95Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ
Ст. № 25.2Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо  электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для  государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за  ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

Изъятие земельных участков: основания, порядок Ссылка на основную публикацию

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/izyatie-zemelnogo-uchastka

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2021 году

Изъятие земель
Время чтения: 12 минут

Земельное законодательство предусматривает ряд законных оснований, по которым у собственника могут изъять земельный участок.

Среди них наиболее спорным представляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Во-первых, немало сомнений вызывает целесообразность такого изъятия.

Во-вторых, законодатель пока так и не определил, что же следует понимать под государственными/муниципальными интересами. Все это негативно отражается на правах собственников.       

Учитывая щепетильность и остроту вопроса, логично предположить, что законодатель разработал закрытый перечь оснований для инициации процедуры изъятия земли. В соответствии со ст. 279 ГК, определение таких оснований – прерогатива земельного законодательства.

Согласно ст. 49 ЗК, основания изъятия земельного участка носят исключительный характер, например, если они обусловлены необходимостью исполнения международных обязательств России.

Еще одним основанием может быть возведение масштабных объектов инфраструктуры на государственном, региональном или муниципальном уровне, если такие объекты относятся к:

  • системе федерального или регионального энергоснабжения;
  • оборонному комплексу, в том числе к системе защиты государственных границ России;
  • транспортным и коммуникационным объектам федерального и регионального значения, железнодорожной инфраструктуре;
  • атомно-энергетическому комплексу, например, изъятие земельного участка для строительства гидротехнического сооружения;
  • объектам инфраструктуры естественных монополий;
  • космическим программам России;
  • газо- и нефтепроводам, электросетям, системам передачи тепловой энергии, водопроводам и прочим инженерным коммуникациям;
  • путям автомобильного сообщения.

Кроме того, дополнительные основания предусмотрены федеральным законодательством, например, изъятие земельных участков для недропользователей. В кодексе нет прямого упоминания об этом, однако пробел восполнен отдельным законом – ст. 25.2 ФЗ «О недрах».

Закон позволяет изымать землю в случаях, когда того требует необходимость проведения работ, связанных с использованием недр. Примечательно, что в этих целях могут изыматься земли лесного фонда.

К дополнительным основаниям относится истребование участка в целях:

  • учреждения природоохранных зон;
  • сноса многоэтажек или их реконструкции в случае признания аварийности объекта.

С чего начинается изъятие земельных участков

Как мы знаем, порядок предоставления и изъятия земель в РФ определяется в первую очередь земельным законодательством. В частности, вопросам истребования наделов посвящена глава VII.1 ЗК.

Согласно ст. 56.2 ЗК, полномочиями по принятию соответствующих решений наделены федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти – в зависимости от уровня интересов, которые преследует истребование земли. К этим органам относятся Минэнерго, Минтранс, Минсвязь, Фонд Госимущества, местные градостроительные или жилищные департаменты.

Независимо от уровня компетенции, к изъятиям применяются единые условия. Согласно ст. 56.3 ЗК, если речь идет об истребовании участка для строительства на нем крупного инфраструктурного объекта, то оно допустимо, лишь если возведение такого сооружения утверждено органами территориального планирования.

Впрочем, в любом другом случае изъятие земли также следует обосновать документально:

  1. Международным договором, по которому у России возникает соответствующее обязательство.
  2. Лицензией для использования недр (для недропользователей).
  3. Решением компетентного органа о создании природоохранной зоны или о признании жилого строения аварийным и подлежащим сносу.

Вопрос истребования надела осуществляет компетентный орган по самостоятельному решению или по просьбе заинтересованной стороны. Ходатайствовать об изъятии земельных участков могут далеко не все. Ст. 56.4 ЗК наделяет таким правом лишь организации, чья деятельность связана с:

  • естественными монополиями;
  • использованием недр;
  • комплексным развитием территорий;
  • строительством масштабных объектов инфраструктуры, газонефтепроводов и так далее.

Кроме того, правом ходатайствовать об изъятии наделены госорганы, если финансирование работ предполагает использование государственных средств.

Подавать ходатайство можно лично, по почте или через интернет. Пункт 9 ст. 56.4 ЗК обязывает чиновников в течение 5 дней направить заявителю мотивированный отказ в истребовании земли, если:

  • поданные документы не соответствуют требованиям;
  • госорган, получивший заявку, не вправе принимать решения об изъятии земли;
  • заявитель не имеет права подавать ходатайство.

На рассмотрение заявки предоставляется 30 дней с момента подачи. По истечении этого срока компетентный орган должен либо отказать в истребовании участка, либо начать процедуру изъятия с поиска собственника земли.

Правовое регулирование вопросов истребования земли

Основным нормативным документом, который определяет процедуру изъятия земельного участка, является ЗК. Однако весь процесс истребования земельных наделов регулирует более широкий перечень правовых актов. Выделим самые главные:

  • глава VII.1 ЗК, которая содержит полное описание процедуры изъятия, от определения полномочных органов, до перехода прав на землю;
  • Гражданский кодекс (ст. 235, 239, 279–282 ГК);
  • постановление Правительства РФ № 442 от 06.05.15, которым утвержден список учреждений, получивших право инициировать изымание земли;

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/izyatie-zemelnyx-uchastkov.html

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

Изъятие земель

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.

Земля, изъятая из оборота

В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании бессрочного пользования/наследуемого владения.

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь – только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;
  • МСУ.

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. Выкуп участка для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной категории, методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается нецелевого использования участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:

  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/izyatie.html

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Изъятие земель

Часто люди покупают земельные участки, планируя что-то на них строить или же использовать землю для посадок. В некоторых случаях эти планы претворяются в жизнь. В других – участок становится бесхозным.

В связи с этим законодательством введено такое понятие как изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием.

Такая процедура проводится на законных основаниях, поэтому собственникам земли важно знать ее предпосылки.

Случаи изъятия участков земли

Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.

В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.

Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.

Реквизиция и изъятие для нужд государства

Согласно 242 статье Гражданского кодекса и 51 статье Земельного кодекса, государство вправе реквизировать участок земли у владельца, если имеет место чрезвычайная ситуация, авария, эпидемия, стихийное бедствие и тому подобное. В таких случаях часто используют участки, находящиеся в снт.

Возврат земли осуществляется после устранения причин и ликвидации последствий возникшей ситуации.

Если осуществить возврат невозможно по объективным причинам, гражданину выплачивается компенсация за причиненный ущерб или предоставляется равноценный реквизированному участок земли безвозмездно.

Изъятие земли для нужд муниципального или государственного уровней производится на основании 279 статьи Гражданского кодекса и статей 49 и 56.2 Земельного кодекса. Земля изымается в исключительном случае на основании принятого исполнительным органом решения на федеральном, местном или региональном уровнях.

Изъятие участка сопровождается выплатой собственнику денежной суммы, равной стоимости земли, в качестве компенсации понесенного владельцем ущерба. Кроме этого, возмещению подлежит и упущенная выгода, если она имеет место.

Конфискация и изъятие из-за неиспользования земли

Конфисковать участок государство вправе на основании 243 статьи Гражданского кодекса и 50 статьи Земельного кодекса. Конфискация является санкционной мерой за правонарушения, совершенные собственником. Изъятия такого типа не предполагают выплату компенсации владельцу земли.

Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению производится на основании статей 284 – 286 Гражданского кодекса. Государство вправе изъять землю, если собственник не пользуется ей в течение трех лет без перерыва.

Другим основание изъятия такого типа является нарушение правил его эксплуатации (например, нецелевое использование, проведение работ на земле, которые провоцируют снижение уровня экологического климата на местном уровне и так далее).

В трехлетний период не входит срок освоения участка земли, а также промежутки времени, в течение которых невозможность использования земельного участка связана со стихийными бедствиями, авариями и другими обстоятельствами, которые препятствуют нормальному использованию собственником своего имущества.

Признаки неиспользования земельного участка

Постановление Правительства от 23.04.2012 года № 369 содержит признаки неиспользования участка земли. Основными причинами являются три:

  • отсутствие следов проведения работы по уходу за землей, пашенного возделывания и уборке созревшего урожая;
  • большой процент присутствия сорняков (свыше тридцати процентов от общей площади земли);
  • большая залесенность, закустаренность или заболоченность участка и прочее.

Порядок проведения изъятия

Изъятие проводится в четыре этапа:

  1. Орган, осуществляющий земельный контроль, проверяет наделы, которые находятся в собственности частных лиц, и земли, отданные гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения сельского хозяйства и т.п.
  2. При установлении в процессе проверки нарушений использования земли собственнику вручают предписание с указанием сроков об устранении выявленных недостатков в пользовании землей и уплате штрафа.
  3. После окончания установленного срока проверка проводится повторно. Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.
  4. Если суд выносит решение в пользу заявителя, земля изымается у собственника и продается на торгах. После продажи земли из полученной суммы вычитаются расходы на проведение аукциона, а оставшаяся часть передается собственнику.

Изъятие неиспользуемого участка происходит в несколько этапов, поэтому если собственник не желает потерять землю, он должен выполнить условия предписания и начать трудиться на своей земле.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravoved365.ru/pravo/zemelnoe-pravo/izjatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika-v-svjazi-s-neispolzovaniem

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.