Отторжение земельного участка

Содержание

Когда прекращается право на землю?

Отторжение земельного участка

Все интересующие Вас вопросы Вы можете задать нашему юристу. Консультация с юристом бесплатна. Введите свой вопрос в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана – это быстро и бесплатно. Также можете позвонить нам по бесплатным номерам: 8 (800) 700-98-06 — все регионы РФ.Звонки принимаются круглосуточно.

Прекращение земельных прав происходит по воле владельца или помимо нее и зависит от оснований использования земли, а также определённых законом юридических фактов.

Основания добровольного прекращения земельных прав

 Добровольное прекращение имеет место при наличии выраженного волеизъявления собственника (пользователя) земли. Гражданин перестает быть собственником участка при совершении сделок по его отчуждению: купли-продажи, ренты, внесению в устав предприятия, мены и др.

Основания для добровольного прекращения арендного права пользования землей:

— завершение срока договора;

— случаи, установленные ГК РФ и договором аренды.

Отказ от земельных прав

Особой разновидностью добровольного прекращения вышеуказанных прав является отказ владельца от прав на земельный участок. Отказ от земельной собственности происходит после подачи заявления в орган госрегистрации. Отказ от постоянного пользования должен быть согласован с местным муниципалитетом, поскольку после отказа земля переходит в его ведение.

Основания принудительного прекращения земельных прав

Прекращение прав принудительно возможно при:

— изъятии;

— конфискации;

— реквизиции;

— ненадлежащем использовании участка.

Изъятие земли

Изъятие – это отторжение участка от владельца для удовлетворения важных государственных (муниципальных) потребностей.

Оно применяется по решению компетентных органов для:

— выполнения международных договоренностей;

— строительства государственных объектов, как-то: энергетических систем, объектов атомной энергии, железнодорожного полотна общего назначения, космических объектов, оборонных объектов для защиты государственной границы, объектов деятельности естественных монополий, автомобильных магистралей федерального / регионального назначения, объектов внутренних / внешних коммуникаций для удовлетворения нужд населения на федеральном и муниципальных уровнях;

— достижения иных целей, определенных федеральным законом.

Согласно изменениям в земельное законодательство с 2015 года допускается также изъятие земель для расширения охраняемой природной территории, под многоэтажным домом после признания его аварийным, для создания памятников природы.

Решение об изъятии принимается муниципальным / федеральным субъектом, для удовлетворения нужд которого необходим земельный участок, за год до даты отторжения.

Собственнику предоставляется равнозначный объект или денежная компенсация, учитывающая рыночную стоимость земли, зеленых насаждений, жилых домов и построек.

Решение об изъятии дает право на отторжение земли после фактической выплаты цены выкупа.

Инициаторами изъятия земли, помимо госорганов, являются:

— субъекты, деятельность которых непосредственно связана с удовлетворением федеральных / муниципальных нужд (например, «Росатом», «Российские автомобильные дороги»);

— субъекты естественных монополий для создания объектов, обеспечивающих их работу;

— недропользователи для выполнения работ по использованию недр.

Права на изъятую землю может передаваться муниципальному образованию, организации, выступившей инициатором изъятия земельного объекта.

Конфискация земли

Конфискация – это принудительное бесплатное отобрание земли у собственника вследствие совершения ним правонарушения. Эта мера наказания часто применялась при уголовном осуждении как дополнительное наказание. Однако с 2005 года после законодательных изменений носит чисто декларативный характер.

Реквизиция земли

Реквизиция земли – это отобрание земли у владельца для защиты общественных интересов.

Основанием для реквизиции выступает решение местного органа об изъятии, принимаемое по результатам наступления стихийных обстоятельств, эпидемий, аварий чрезвычайного характера, если при дальнейшем использовании земли в таких условиях возникает опасность для большого количества людей. Если по истечении чрезвычайных обстоятельств участок пригоден для использования, он возвращается владельцу, в противном случае – ему предоставляется равноценный объект / денежное возмещение.

Ненадлежащее использование участка

Ненадлежащее использование участка – довольно широкое понятие, включающее:

— применение земли не по назначению;

— неиспользование земли для выделенных целей на протяжении трех лет подряд;

— использование земли, приводящее к ее загрязнению, снижению плодородия;

— порча плодородного слоя, нарушение режима использования природоохранных земель;

— невнесение земельных платежей более двух лет;

— невыполнение мероприятий по поддержанию нормального состояния земли, в частности, по охране почв отэрозивных состояний.

Принудительное прекращение прав по данному основанию проводится при условии невыполнения предписания о земельных правонарушениях после наложения штрафа. Для этого орган земельных ресурсов обращается в суд и представляет доказательства ненадлежащего использования земли. Решение суда является необходимым основанием для изъятия участка.

Принудительное прекращение арендного землепользования вследствие ненадлежащего использования возможно при невыполнении или нарушении графика комплексного освоения территории. При этом арендодатель лишен права прекратить аренду осваиваемого участка в сельскохозяйственный период до его завершения.
НазадВперед -Как оформить кредит на землю?
Напишите, пожалуйста, свое мнение

Пишите отзывы по теме.Не пишите пустых фраз!

Источник: http://rusrealtys.ru/realty/91-pravo-prekraschenie-na-zemlju.html

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

Отторжение земельного участка

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.

Земля, изъятая из оборота

В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании бессрочного пользования/наследуемого владения.

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь – только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;
  • МСУ.

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. Выкуп участка для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной категории, методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается нецелевого использования участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:
  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/izyatie.html

Кому грозит изъятие земельного участка? (все причины изъятия земли)

Отторжение земельного участка

Российское законодательство построено таким образом, что даже если у Вас в собственности есть земельный участок, то всегда есть шанс его лишиться и ничего, к сожалению, поделать будет нельзя.

Законодательством РФ предусмотрена возможность изъятия земельного участка у собственника, но сами понимаете, просто так никто не может изъять участок у собственника из законного владения, должны быть законные основания и как раз в статье я хочу рассказать Вам, по каким законным основаниям могут изъять земельный участок.

Если земельный участок используется не по целевому назначению, или он используется с нарушениями действующего законодательства, то земля может быть изъята.

К примеру, если участок изначально предназначен для ведения сельскохозяйственной деятельности (сельского хозяйства), либо для жилищного или прочего строительства и участок не используется для данных целей в течение трех лет (если более длительный срок не установлен законодательно), то на основании статьи 284 Гражданского Кодекса РФ, земельный участок изымается у собственника. Но в период трех лет не может быть включено время, отведенное для освоения земельного участка, а так же время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по своему назначению по причине стихийных бедствий, или по иным причинам исключающим возможность использования земельного участка по назначению.

Так же на основании статьи 285 Гражданского Кодекса РФ, участок может на законных основаниях быть изъят у собственника, в случае если участок используется с нарушениями требований законодательства РФ, к примеру, опять же не целевое использование земли, либо если использование земли приводит к значительному снижению плодородия почвы на земельном участке и это относится к землям, отведенным для сельскохозяйственной деятельности, так же изъятие участка производится в случае, когда его использование приводит к нанесению вреда окружающей среде.

Конфискация земельного участка

На основании статьи 243 Гражданского Кодекса РФ, земельный участок может быть безвозмездно изъят, по другому конфискован у собственника по решению суда, как санкция за совершение преступления.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Изъятие по данному основанию происходит только в исключительных случаях.

Но, как правило, это не просто безвозмездное изъятие, так как при изъятии земли по данному основанию, производится выкуп земельного участка, и такой выкуп производится за счет средств Российской Федерации, субъекта РФ, или муниципального образования. Кто будет изымать участок зависит от того, для чьих нужд он изымается.

Решение о необходимости изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, на основании пункта 3 статьи 279 ГК РФ.

При изъятии земельного участка по данному основанию собственнику предоставляется денежное вознаграждение в размер, которого входит рыночная стоимость земельного участка, а так же убытки понесенные собственником земли в результате изъятия участка, сюда же обычно включается упущенная выгода. После изъятия земельного участка, собственник утрачивает право собственности на участок.

А если на изымаемом земельном участке расположены постройки и сооружения?

В таком случае на основании пунктов 1-3, статьи 281 Гражданского Кодекса РФ, если участок изымается с изъятием расположенных на нем и принадлежащих собственнику земельного участка постройками, зданиями и сооружениями (объектами недвижимого имущества), то помимо возмещения за земельный участок собственнику выплачивается рыночная стоимость расположенных на изымаемом земельном участке объектов недвижимого имущества, право собственности, на которые принадлежит прекращению, в связи с изъятием земельного участка. То есть, что бы получить компенсацию за расположенные на участке объекты, они так же должны быть зарегистрированы в Росреестре и соответственно у собственника должны быть документы подтверждающие право собственности на расположенные на участке объекты недвижимости.

Как правило, изъятие участка для государственных и муниципальных нужд происходит по двум схемам:

  • По соглашению сторон;
  • В судебном порядке (принудительное изъятие).

Если изъятие земельного участка происходит по соглашению сторон, то условия, размер возмещения и прочие моменты определяются в рамках заключаемого соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, на основании пункта 6, статьи 279 Гражданского Кодекса РФ.

Так же при согласии собственника земельного участка, у которого изымается участок, в соглашении может быть предусмотрен пункт, по которому вместо изъятого земельного участка  прежнему собственнику предоставляется взамен изымаемого иной земельный участок, на котором расположены иные объекты недвижимости. Все условия предоставления взамен изымаемого участка другого участка, определяются в соглашении и в точном соответствии нормам законодательства РФ, с обязательным зачетом стоимости такого земельного участка и иного недвижимого имущества на основании пункта 3 статьи 281 ГК РФ.

В ситуации, когда не удалось достигнуть соглашения об изъятии земельного участка, то производится принудительное изъятие участка.

Принудительное изъятие земельного участка может быть произведено, только при условии, что взамен предоставляется равноценное возмещение.

Но здесь никак не обойтись без судебных разбирательств, так как сроки, а так же размер возмещения и прочие условия на которых будет происходить изъятие, на основании пункта 6 статьи 279 ТК РФ, производится судом (в судебном порядке).

Изъятие земельного участка в порядке реквизиции

Участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами государственной власти на законных основаниях у собственника, в порядке реквизиции. Изъятие по вышеназванным основаниям возможна только в случае аварий, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и прочих ситуациях носящих чрезвычайный характер.

Так же отмечу, что реквизиция, подразумевает изъятие участка не на постоянной основе, а на временной.

Но бывает, что после реквизиции, земельный участок не возможно вернуть собственнику и в таком случае будет выплачена его рыночная стоимость, или по желанию собственника ему может быть предоставлен равноценный земельный участок в другом месте, взамен изъятого, на основании статьи 242 Гражданского Кодекса РФ.

Изъятие земельного участка в целях комплексного развития территорий

Изъятие по данному основанию производится, в случае если земельный участок, по которому принято решение об изъятии находится в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии территории, а так же заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора, по основаниям пункта 1, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

Решение об изъятии участка в данном случае принимает орган местного самоуправления, на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории, на основании пункта 2, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

Перед изъятием земельного участка по данному основанию, в рамках пп. 4, пункта 4, статьи 56.12 ЗК РФ, орган местного самоуправления направляет собственнику земельного участка копию решения, а так же проект соглашения об изъятии земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем и данные документы должны быть направлен в течение 7 дней в даты принятия решения об изъятии.

Так же соглашение об изъятии земельного участка, а так же находящихся на нем объектов недвижимости, должно в обязательном порядке содержать выкупную цену изымаемого имущества,  а так же размер убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием.

В случае если не удалось заключить соглашение об  изъятии земельного участка в течение 1 месяца с момента направления собственнику вышеназванных документов (проекта соглашения, копия решения), то в таком случае изъятие участка и находящихся на нем объектов недвижимости происходит в судебном порядке.

В случае судебного разбирательства, будет принято решение, согласно которому денежные средства, положенные за возмещение стоимости участка и расположенных на нем объектов недвижимости, будут перечислены на банковский счет собственника участка в течение 7 дней с момента вынесения решения суда, при чем денежные средства на счет собственника у которого изымается участок, переводятся лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территорий, а если счет у получателя отсутствует, то деньги будут переведены на депозит нотариуса, на основании пунктов 9, 11, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

При чем, что не очень радует, так это то, что на основании пунктов 10, 13, статьи 56.

12 ЗК РФ решение суда, может быть обжаловано только в части размера выплачиваемого возмещения за изымаемый земельный участок, а так же расположенные на нем объекты недвижимости.

На мой взгляд, это в определенных ситуациях дает неограниченные права лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории. Но как всегда, закон есть закон.

Если у Вас есть вопросы, то Вы можете задать их нашему юристу, он не только проконсультирует Вас, ответив на все вопросы, но так же мы всегда готовы оказать Вам квалифицированную юридическую помощь, защитив Ваши интересы, как в досудебном, так и в судебном порядке.

Источник: https://yurist174.ru/nedvizhimost/zemelnoe-pravo/komu-grozit-izyatie-zemelnogo-uchastka-vse-prichiny-izyatiya-zemli

Мой сосед по даче забросил участок и перестал за ним смотреть

Отторжение земельного участка

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Игорь К.

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги.

Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов.

Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет.

То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/uchastok-proschay/

Три факта, которые следует учитывать арендатору при расторжении договора аренды земельного участка, чтобы избежать финансовых потерь

Отторжение земельного участка

Краснов Михаил

Партнер, руководитель практики налогового и юридического консультирования Consul Group

специально для ГАРАНТ.РУ

На практике часто встречаются ситуации, когда проблемы в области земельно-имущественных отношений – следствие ослабленного контроля со стороны арендатора. Как правило, собственники объектов недвижимости на арендованной земле акцентируют внимание на экономическом результате и содержании осуществляемой деятельности, но упускают из вида соответствие бизнеса юридической форме.

Например, бенефициар принимает решение перепрофилировать имущественный комплекс под ведение более выгодной высокомаржинальной деятельности. Он изменяет бизнес-модель, забыв проверить, обосновано ли это юридически. В результате к нему будут применены административные и гражданско-правовые санкции.

Распространены случаи, когда ослабление контроля происходит из-за длительных сроков договоров аренды. Проблемы продления (возобновления) аренды возникают постфактум. Этот вопрос обострился в период действия мер по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции, когда взаимодействие с органами власти было затруднено или заблокировано вовсе.

При оценке рисков расторжения договора аренды земельного участка предлагаю исходить из общих условий гражданского законодательства, которые регулируют арендные отношения с учетом норм земельного законодательства.

Земельными участками, находящимися в собственности Москвы и расположенными на его территории, распоряжается Департамент городского имущества г. Москвы. Так же, как и теми участками, собственность на которые не разграничена.

Рассмотрим ключевые аспекты нормативного регулирования правоотношений по аренде земли и возможные риски для арендаторов.

Факт 1: договор аренды может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендодателя, если:

Вывод: и гражданским, и земельным законодательством установлен единый подход по вопросу оснований расторжения договоров аренды земельных участков.

Примеры из практики

  1. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 июля 2019 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, были удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013007:1544, площадью 11.800 кв. м, имеющего адресный ориентир: г. Москва, проспект Маршала Жукова, вл. 83. В качестве оснований для расторжения договора выступали нарушения арендатором условий договора, в том числе, в части использования земельного участка по целевому назначению.
  2. Системность и активность работы городских структур в вопросах приведения режима землепользования в соответствие с действующим законодательством подтверждается и другим примером. В ходе рассмотрения ряда взаимосвязанных дел по искам Департамента городского имущества г. Москвы к ООО (дело № А40-143575/2014, дело № А40-228134/2017, дело № А40-160671/2019) истцом планомерно, от спора к спору собиралась доказательственная база, которая позволила установить факт нарушения арендатором условий договора аренды земельного участка. В результате длительного затратного спора арендатор последовательно лишился и права аренды земельного участка (договор расторгнут), и находившихся на нем построек.

Факт 2: известны случаи, когда правообладатель в своем пользовании имеет участок значительно больше, чем расположенное на нем строение.

Земельные участки в Москве предоставляются решением города Москвы на основании обращения собственника с планом будущего участка, который составлялся по принципу “мое право заканчивается там, где начинается право соседа”.

Другими словами, собственник здания, включал в свой участок прилегающую свободную территорию в расчете на возможность ее использования в будущем. То же самое делали и при приватизации земли производственных предприятий – забирали всю площадку завода.

Сейчас при перепрофилировании и вовлечении таких участков в девелоперскую деятельность возникают сложности с обоснованием сохранения площадей, не занятых зданиями.

Таким образом, в Москве образовалось достаточно большое количество земельных участков, площадь которых многократно превышает “пятно застройки”, занятое объектами капитального строительства.

В случае выявления фактов нарушения порядка пользования таким земельным участком правообладатель может лишиться части прилегающей территории по инициативе ДГИ г. Москвы. В такой ситуации правообладатель сможет претендовать лишь на ту часть земельного участка, которая необходима непосредственно для эксплуатации здания, находящегося в собственности.

Ключевым судебным актом, на основании которого органы власти могут расторгать договоры аренды земельных участков по собственной инициативе, является постановление Президиума ВАС РФ от 15 февраля 2011 г. № 14381/10.

Если правообладателю ранее был предоставлен земельный участок значительно большей площади, чем это необходимо для эксплуатации принадлежащего ему здания, то при выявлении фактов истечения срока договора аренды или нарушений порядка землепользования орган власти на законных основаниях может “урезать” используемый земельный участок.

Такая практика позволяет органам власти перераспределять земельные участки, освобождая излишние площади. Для арендатора это всегда экономическая потеря, так как может пострадать и инвестиционная привлекательность земельного участка, и его градостроительный потенциал. А для властей это удобный инструмент, подменяющий собой институт изъятия земельных участков.

Подход, при котором судьи оценивают соразмерность предоставляемого в аренду земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства, можно встретить во множестве судебных актов разного.

Это свидетельствует о реализации принципа единообразного подхода (отражено в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2018 г.

№ 05АП-7784/2018 по делу № А59-3749/2018, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2019 г. № Ф08-12236/2018 по делу № А61-2432/2018 и др.).

Полностью исключить вероятность изменения органами власти конфигурации земельного участка, изначально предоставленного арендатору, можно при условии соблюдения требований действующего законодательства и своевременной реализации преимущественного права аренды.

Пример

Земельный участок по адресу: г. Москва, проезд Путевой, вл. 3, стр. 1, кад. № 77:02:0003006:37.

После прекращения срока действия долгосрочного договора, незамедлительно часть указанного земельного участка была поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта с иным назначением (под улично-дорожную сеть).

До расторжения договора часть земельного участка под улично-дорожную сеть городу пришлось бы получать через процедуру изъятия с выплатой арендатору компенсации, а так – город достиг цели без выплат и компенсаций.

Факт 3: еще один повод для расторжения договора аренды земельного участка со стороны ДГИ г. Москвы – факт сноса здания, расположенного на спорном земельном участке. Часто это касается самовольных построек.

Судебные органы квалифицируют снос здания как существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). В такой ситуации участок не может использоваться по назначению, предусмотренному договором аренды. Арендаторам земли нужно учитывать риски потерь от сноса здания и утраты прав на земельный участок под самовольной постройкой.

К 2020 году большая часть объектов самовольного строительства на территории Москвы, с которыми борются власти, – это реконструированные без исходно-разрешительной документации объекты, а не вновь созданные объекты капитального строительства. Получается, проблема самовольной постройки не затрагивает ситуации, когда объект не является капитальной постройкой.

Если некапитальные объекты находятся в местах, не предназначенных или не отведенных городом для размещения такого рода объектов, либо возведены без получения соответствующих разрешений, они демонтируются созданными в каждом округе г. Москвы Государственными бюджетными учреждениями города Москвы “Автомобильные дороги” (распоряжение Правительства г. Москвы от 16 августа 2011 г. № 628-РП).

Ключевой нормативный правовой акт, регламентирующий порядок работы городских властей по борьбе с самовольными постройками, – Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. № 819-ПП. Многие собственники самостроев не торопятся оформлять и легализовывать их, не понимая последствий.

А главная опасность здесь – выявление признаков самовольного строительства или нарушения установленного порядка землепользования (один из признаков самовольной постройки) Госинспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости (ГИН) или Росреестром.

Если проверяющие выявят признаки самовольной постройки или нарушения порядка землепользования, правообладателя ожидают негативные последствия:

  1. Штраф за нарушение установленного договором аренды земельного участка вида разрешенного использования (гражданско-правовая ответственность) – предусмотрена договором аренды и, как правило, определяется в размере годовой арендной платы.
  2. Штраф за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта (административная ответственность) – ст. 9.5 КоАП.
  3. Предписание об устранении выявленного нарушения (инициатор: Росреестр) – выдается в порядке реализации полномочий по осуществлению государственного земельного надзора, предусмотренном ст. 71 Земельного кодекса РФ.
  4. Выплата “за легализацию” текущей конфигурации объекта (инициатор: ГЗК) – в Москве расчет осуществляется на основании Постановления Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. № 273-ПП.
  5. Требование о приведении в состояние, существовавшее до выполнения незаконных работ (инициатор: ДГИ г. Москвы) – ст. 222 ГК РФ.

Важно! Оспаривание каждой из таких санкций порождает самостоятельное дело в суде, которое требует ресурсов (временных, денежных и т.п.)

В Москве такие риски в последнее время приобрели массовый характер и выступают проблемой субъекта. Вот что ждет собственника здания (арендатора земельного участка) при отказе легализовать самовольную постройку (даже если он еще не привлек внимание городских властей):

  • невозможность продать, подарить или завещать объект самовольного строительства;
  • невозможность законно и легально подключить коммуникации (водоснабжение, электричество, канализацию и т. д.);
  • невозможность получения кредита под самовольно построенную недвижимость.

Легализация самовольных построек – единственный шанс обезопасить собственника объекта от трат на возвращение его к исходному состоянию до реконструкции или сноса постройки.

Проблема признания объекта капитального строительства самовольной постройкой порождает ряд негативных правовых и экономических последствий для правообладателя. Если земля под таким объектом находится в аренде, это может обернуться и вовсе утратой земельного участка вместе с расположенным на нем объектом без возможности восстановления.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/krasnov/1407809/

Отторжение земельного участка

Отторжение земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Отторжение земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Другая особенность земли в том, что ее необходимо обрабатывать, осуществлять постоянный уход во избежание захламления, произрастания сорняков. Причиной может являться и простое нежелание вести хозяйство на земле или по состоянию здоровья. Но почему нужно отказываться от земли, а не продать ее?

Куда более редким примером обременения является соглашение о концессии. Обычно оно касается зданий и сооружений, однако может применяться и в отношении земли (например, при концессии на добычу ископаемых). Согласно этому виду соглашений собственник или арендатор передает концессионеру право пользования участком за определенную плату.

Порядок действий: покупка земли у собственника

Или еще пример. В Советские времена организуется сельскохозяйственное предприятие, занимающееся животноводством, производством молочной продукции, растениеводством и т.д. и т.п. Государство выделяет этому предприятию аж 5000 гектар и на всю эту землю выдает Государственный акт.

В ст. 76 Земельного Кодекса Российской Федерации говорится, что все самовольно занятые участки земли должны быть возвращены их законным собственникам, арендаторам, землевладельцам, землепользователям без компенсирования затрат, которые были совершены лицами, виноватыми в нарушении земельного законодательства, за период незаконного пользования данными земельными участками.

В этой статье мы постараемся разобраться с некоторыми наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкиваются владельцы дачных участков и загородных домов.

Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

Арест для владельца означает, что любые сделки, связанные с продажей, дарением или иным распоряжением этой землей, будут запрещены и не могут пройти регистрацию в Росреестре. Однако помимо ограничений на сделки есть и другие последствия.

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

В собственность участки земли передавались и передаются путем их приватизации. До определенного размера такие территории передаются бесплатно, если норма превышена – необходима доплата.

Нарушение прав собственников земельных участков

При этом, ни какого согласования и разрешения на отторжение земель общего пользования в населенном пункте СНТ не получало.

Ситуация, которую анализировал Верховный суд, весьма распространенная. В советское время сотки под грядки с морковкой людям выдавали самые разные организации, которые потом бесследно исчезли вместе с архивами.

Следовательно, указанный земельный участок, с согласия органов местного самоуправления, может быть предоставлен только в аренду, либо в собственность за выкуп.

Значит, сделал вывод Верховный суд, местная власть о нарушении своих прав на спорные сотки должна была узнать не позднее момента межевания участка и постановки соток на кадастровый учет – то есть в том же 2007 году.

Споры о сроках исковой давности

К законодательству, регулирующему права владельцев земельных участков, относятся: Земельный кодекс и ряд Федеральных законов. В этих документах описаны права владельцев, порядок продажи и передачи участков в наследство, различия между землями сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов и многое другое.

Если участок приобретается для проведения индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то собирается такой перечень документов:

  1. Заявление, устанавливающее передачу права собственности на участок покупателю;
  2. Договор купли-продажи земельного участка, составленный в трех экземплярах;
  3. Кадастровый паспорт;
  4. Документы, подтверждающие право продавца на участок (свидетельство о наследовании, дарении или ранее заключенный договор купли-продажи);
  5. Подтверждение согласия другого супруга на передачу участка с его заверением у нотариуса (если земля была приобретена в браке);
  6. Акт приема-передачи территории.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату.

Все важные условия заключения сделки оговариваются между хозяином земли и покупателем заранее. Также принимается решение о необходимости внесения задатка и его стоимости. Обычно эта сумма составляет определенный процент от общей стоимости участка. Условия предоставления задатка прописываются в предварительном договоре, заключаемом сторонами.

Предоставление земельных участков может осуществляться бесплатно только в случаях, предусмотренных настоящим законом.

В вашем случае лучшим способом защиты является обращение в суд с иском об оспаривании результатов межевания.

К примеру, давайте представим себе, как раньше обустраивали себе быт жители сельской местности: дом, огород, хозяйственные постройки на участке 1000 кв.м., а через дорогу погреб для хранения продуктов или сарай, обнесенный забором, площадью 200 кв.м. Фактически – это два земельных участка, разделенных между собой дорогой, а документ всего один на 1200 кв.м.

Ни ГКН, ни землеотводные документы в отношении земельного участка СНТ не содержат сведений о его обременении правом проезда лицами, не имеющих отношение к СНТ. К автомобильным дорогам, на что ссылаются истцы, поверхность участка не относится.

К самовольному захвату земельного участка относится противоправная застройка данного земельного участка, также сюда причисляется постоянное или временное складирование.

Для пользования в интересах страны возможно исключение земельных площадей у их владельцев. Это допускается только в предусмотренных законодательно случаях.

Проблемы частных земельных участков

Одна из таких ситуаций – это принудительное отчуждение надела, которое предполагает передачу прав государству.

Сервитут может быть либо частным, либо публичным. Частный налагается в интересах конкретного лица, а публичный — в интересах неопределенного количества лиц, имеющих право ограниченно пользоваться чужой землей в своих целях.

Все сведения о дачном участке в ЕГРП и Госкадастре областной суд велел удалить. Дачник с таким решением не согласился и дошел до Верховного суда.

Вначале проводится поиск и выбор подходящей земли. Перед заключением сделки территория предварительно осматривается.

Если продажа участка совершается не самим собственником, а его представителем, также необходима доверенность, заверенная у нотариуса.

Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Терраса, открытая кровля, окна в пол. Застройщик ООО «ИнвестЛэнд». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.

Также, при отчуждении земельного участка необходимо проводить кадастровый учет, для того, чтобы участок обладал индивидуализирующими признаками, например, имел адрес, площадь.

Новичок, приобретающий землю в собственность, рискует остаться обманутым. Для того чтобы этого не произошло, лучше всего обратиться за помощью к юристу. Он проведет грамотную консультацию и поможет избежать рисков.

Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными.

Под самовольным занятием земельных участков понимается определенные действия лиц, указывающие и подтверждающие о фактическом использовании конкретного земельного участка, когда отсутствует решение органа исполнительной власти или местной администрации о том, что данный участок был передан в собственность, в аренду, в пользование, пожизненно наследуемое владение.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Нередко, основанием для прекращения права на землю может быть ее гибель или уничтожение. В результате чего, земля является непригодной для использования.

В соответствии со ст. ст. 261, 304 ГК РФ и ст.ст. 11-1,70 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Процесс изъятия проводится в следующем порядке:

  1. При выявлении несоблюдения правил выносится решение представителями госорганов.
  2. После получения согласования хозяином, участок выносится на публичные торги.
  3. Полученные денежные средства, за вычетом трат, израсходованных на проведение аукциона, передаются владельцу имущества.
  4. Если согласование не получено, иск о продаже объекта направляется в суд.

Единые землепользования, многоконтурные земельные участки

За самовольное занятие или использование участка без наличия на данный земельный участок правоустанавливающих документов, а в случае необходимости при отсутствии документов, позволяющих исполнение хозяйственной деятельности, установлены административные штрафы для гражданских, юридических и должностных лиц.

Вместе с требованием о признании результатов межевания недействительными рекомендуется заявить требование об исключении соответствующих сведений из государственного кадастра недвижимости, а также об установлении границ вашего земельного участка.

Ограничения, наложенные на землю, подлежат обязательной регистрации наряду с правом собственности. Органы Росреестра вносят соответствующие записи в ЕГРП. Поскольку же реестр является публичным и информация из него может быть получена любым заинтересованным лицом, проверка обременений является обязательной частью подготовки к покупке участка.

Источник: https://911avtorazbor.ru/propiska/9947-ottorzhenie-zemelnogo-uchastka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.