Охранная зона это публичный сервитут

Публичный отрицательный сервитут?

Охранная зона это публичный сервитут

Для земель обороны статья 93 Земельного кодекса в п.

7 устанавливает, что могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель; порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 05.05.

2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Постановление, впрочем, говорит об особых условиях использования земель для обеспечения функционирования военных объектов – без указания на то, что такие объекты должны находиться на землях обороны.

Согласно Постановлению № 405 различного рода ограничения хозяйственной деятельности на территориях зон с особыми условиями применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости (п.

15 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны).

Впрочем, как отмечается в судебной практике, «… данный нормативный правовой акт распространяется на специальные зоны, которые установлены после его принятия, и не отменяет ранее установленных границ специальных зон».

Постановлением предусматривается возможность создания следующих зон с особыми условиями использования земель: «запретная зона», «зона охраняемого военного объекта», «охранная зона военного объекта», «внешний периметр военного объекта». Последняя зона нас не интересует, поскольку является всего лишь границей земельного участка, занимаемого военным объектом.

Запретная зона – территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру. Для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Зона охраняемого военного объекта – территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта. На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. При этом параметры электромагнитной совместимости оборудования, создающего радиопомехи военному объекту, определяются по внешней границе зоны охраняемого военного объекта. Внешняя граница зоны охраняемого военного объекта устанавливается на расстоянии, не превышающем 2 километров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина зоны охраняемого военного объекта определяется с учетом норм электромагнитной совместимости и помехозащищенности оборудования, эксплуатируемого на военном объекте. Зона охраняемого военного объекта не устанавливается, если ее внешняя граница совпадает с границей запретной зоны.

Охранная зона военного объекта – территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его. Граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру: а) на расстоянии, не превышающем 400 метров, – для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы; б) на расстоянии, не превышающем 100 метров, – для прочих военных объектов.

Решения о необходимости установления зоны с особыми условиями использования принимаются специальной межведомственной комиссией на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий военный объект.

На основании решения МВК федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, принимает решение об установлении зоны с особыми условиями и направляет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документы для принятия решения об осуществлении кадастрового учета.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий лицу на праве собственности, может оказаться на территории одной из этих зон. Соответственно, права собственника будут ограничены – например, он будет не вправе осуществлять строительство объектов капитального строительства без согласования с федеральным органом исполнительной власти.

Какова правовая природа подобных ограничений? Идет ли речь об ограничениях права собственности, «которыми определяется мера и предел собственности»?[1] Такого рода ограничения представляют собой границы содержания права собственности, установленные в интересах либо всего общества, либо отдельных лиц.

Как принято считать, подобное «классическое» ограничение права собственности является описанием содержания права собственности, существуя только в силу наличия самого права собственности, а не вследствие отдельного, принятого по поводу конкретного объекта юридического акта.

Иными словами, ограничение права собственности обусловлено правовым режимом, установленным законом «массово» для определенных объектов гражданских прав.

Другая категория ограничений права собственности – так называемые публичные сервитуты, – возникает иначе. В соответствии со ст.

23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Из содержания нормы следует, что установление публичного сервитута осуществляется в отношении конкретного земельного участка с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного случая.

Возникает публичный сервитут также иным, нежели «классическое» ограничение права собственности, способом – не только на основании закона или иного нормативного правового акта федерального уровня, но и на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Рассматриваемые зоны с особыми условиями использования земель, безусловно, по своему характеру ближе к публичным сервитутам, поскольку возникают на основании отдельного юридического акта, посвященного определенному земельному участку с учетом конкретных обстоятельств каждого случая. По своему назначению подобное ограничение соответствует одной из целей, указанных в ст. 23 ЗК для установления публичных сервитутов: для обеспечения интересов государства. Впрочем, п. 3 ст. 23 ЗК устанавливает перечень целей установления публичного сервитута, который может показаться замкнутым; с другой стороны, выражение «могут устанавливаться публичные сервитуты для…» можно прочитать и таким образом, что список п. 3 ст. 23 ЗК – лишь примеры таких целей. В таком случае установление зон с особыми условиями вписывается в рамки ст. 23 ЗК.

Между тем все публичные сервитуты, приведенные в качестве примера в ст. 23 ЗК, являются сервитутами положительными (насколько этот термин применим к публичным сервитутам), обеспечивая возможность пользования участком, в отношении которого установлен публичный сервитут. Зоны с особыми условиями действуют иначе.

Они не позволяют собственнику земельного участка реализовывать те правомочия, которые были бы доступны ему при отсутствии такой зоны – то есть напоминают институт, известный гражданскому праву под названием «отрицательный сервитут» (отметим, не все согласны с существованием таких сервитутов в нашем частном праве (в том числе и автор), однако сама идея понятна).

Раз это разновидность публичного сервитута, возникает вопрос о необходимости проведения общественных слушаний и праве собственника земельного участка требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

Если с общественными слушаниями в подобных случаях все более или менее ясно, то вопрос о плате несколько сложнее. Да, п. 6 ст. 23 ЗК говорит о том, что собственник вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, только если иное не предусмотрено федеральными законами.

По всей видимости, «иное» можно усмотреть как раз в п. 7 ст. 93 ЗК, предусматривающем возможность установления зон с особыми условиями. Однако возможность установления ограничения права собственности в виде зоны с особыми условиями без какой-либо компенсации представляется очевидно несправедливой.

Таким образом, если согласиться с квалификацией правового режима зон с особыми условиями как «отрицательных публичных сервитутов», постановка вопроса о компенсации выглядит обоснованной.

На это не влияет и возможная квалификация такого публичного сервитута как отрицательного, то есть не предоставляющего никому доступа на земельный участок. Так же, как и в случае с «обычным» отрицательным сервитутом, плата должна взыматься с лица, в интересах которого установлено это ограничение – то есть с государства.
[1] Гражданское уложение. Кн. 3. Вотчинное право: Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной комиссии) / под ред. И.М. Тютрюмова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 321.

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/4/26/publichnyj_otricatelnyj_servitut

Земельный сервитут, что это за ограничение

Охранная зона это публичный сервитут

Сервитут – это ограниченное право одного или нескольких субъектов использовать земельный участок другого лица в заранее определенных и четко указанных целях. Например, если Вы можете попасть, на свой земельный участок, только проехав через землю соседа, Вы   вправе требовать от соседа установления в вашу пользу земельного сервитута.

Можно также привести пример, когда земельный  участок длинной полосой растянут вдоль озера или реки, и попасть на пляж возможно только через Ваш надел. Тогда органы местного самоуправления могут наложить обременение на ваш участок, чтобы обеспечить согласно законодательству свободный доступ всех граждан  к федеральному водному объекту.

Суть сервитута состоит в том, чтобы любое лицо могло равноправно с другими участниками гражданского оборота использовать  свое имущество (земельный участок) при  ограниченном  к нему доступе.

Частный земельный сервитут

Частный сервитут обеспечивает соблюдение законных прав  того или иного  лица , например, подход к своему жилому строению по земле соседа. Он устанавливается по специальному соглашению, которое регистрируется  в Россреестре, как обременение земельного участка.

Если  такое соглашение    между заинтересованным лицом и правообладателем участка, по которому осуществляется проход, не достигнуто, то право установить сервитут можно истребовать в судебном порядке.

Если причины, по которым требуется установить сервитут, суд сочтет уважительными, иск удовлетворят.

Публичный земельный сервитут

Данный вид  сервитута    устанавливается на основании какого-либо нормативного правового акта органа самоуправления или органа власти (то есть уже не по соглашению сторон). Основные цели, под которые накладывают публичный сервитут, это:

— возможность безотложного ремонта линейных сооружений, таких как ЛЭП, автодороги общего пользования, газопроводы, водоводы и т.д.

— потребности сельскохозяйственного  производства;

— доступ к бечевнику (береговой полосе общего пользования водного объекта);

— проведение инженерных изысканий, размещение различных геодезических знаков.

Так, например,  в силу  п. 16  Постановления Правительства РФ от 24.02.   2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»  работники электросетевых компаний вправе беспрепятственно подходить и подъезжать  к поврежденным опорам и трансформаторным подстанциям.

Данная норма может быть истолкована как установление указанным Постановлением правительства публичного сервитута. Однако здесь возникает вопрос, требуется ли в таком случае принятие дополнительного акта и установление на местности границ использования обременения. Сегодняшнее законодательство ответа на этот вопрос не дает.

Если у Вас на участке находится ЛЭП и в отношении нее установлена охранная зона, Вы можете в любом случае обязать сетевую организацию установить сервитут в судебном порядке. Публичный сервитут  охраной зоны объектов электросетевого хозяйства  в добровольном порядке сетевыми организациями, как правило, не устанавливается.

Публичный сервитут и охранные зоны

Утверждение  о том, что при установлении охранных зон устанавливается сервитут,  не всегда верно, поскольку строительство линейных объектов (газопроводов, ЛЭП, Водоводов)  могло быть осуществлено еще в далекое советское время, когда действовало совершенно иное законодательство.

Кроме того, позиция эксплуатирующих организаций, как правило, сводится к тому, что  для обслуживания ВЛ никаких сервитутов не нужно, так как в Правилах прописано право доступа сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства, требующим ремонта.

Из этого следует, что вопрос, должен быть сервитут на охранные зоны электропередач или нет, является дискуссионным, он должен разрешаться в судебном порядке.

В то же время такой нормативно-правовой акт,    как Постановление Правительства РФ от 20.12. 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»  содержит норму (п.28), согласно которой собственник газораспределительной сети  с целью доступа  к охранной зоне заключает специальное соглашение об установлении сервитута.

  Данная норма дает право требовать заинтересованному лицу установления соответствующей платы за использование его участка газовой организацией. Охранная зона для сервитута будет иметь здесь существенное значение. Из буквального толкования п.

28 указанного Постановления право требования установить сервитут будет возможным только при наличии зоны отчуждения.

Сервитут под охранной зоной     устанавливается Постановлением главы муниципального образования, например городского округа, где находится газовый объект. Об этом свидетельствует Многочисленная практика установления сервитута при наличии охранной зоны органами местного самоуправления.

Важно знать! Требовать плату за использование земельного участка на условиях публичного сервитута можно только, когда такое использование создает существенные трудности и обременения для правообладателя земли или невозможность использования земельного надела по целевому назначению.

Регистрация сервитута

Регистрация и установление сервитута в едином государственном реестре недвижимости согласно ст.23 Земельного кодекса РФ обязательны.

Действия по регистрации включают:

  1. Обращение к кадастровому инженеру для образования части земельного участка, в отношении которой требуется установить сервитут.
  2. Заключение соглашения об установлении сервитута.
  3. Получение выписки из ЕГРН с указанием части участка в отношении которой установлен сервитут, а так же сведений о правах лица, в интересах которого имеется ограничение в использовании земли.

Некоторые распространенные вопросы по земельному сервитуту

       1. Охранные зоны линий электропередач — являются ли сервитутом?

Законодательство не дает однозначного ответа на такой вопрос.

Подзаконные акты, регулирующие  установление  охранных зон, указывают нам на то, что лица, осуществляющие ремонт объектов электросетевого хозяйства, имеют право на беспрепятственный доступ к ним.

Однако, учитывая, что сервитуты подлежат обязательной регистрации в ЕГРН, скорее всего, его можно считать установленным  с даты внесения соответствующей записи в государственный реестр.

  1. Где прописываются условия пользования сервитутом?

Эти условия прописываются в соглашении между пользователем и собственником участка. Следует иметь в виду, что они не могут входить в противоречие с  нормами  ГК РФ, ЗК РФ, других  нормативно-правовых  актов. Для публичного сервитута такой порядок регламентируется соответствующим законом.

         3. Есть ли такое понятие, как государственный сервитут?

Нет,  в законодательной терминологии есть только  понятия публичного и   частного сервитута. Под государственным, как правило, подразумевают публичный сервитут.

Предлагаем наши качественные услуги по установлению сервитута:

— подготовка соглашения об установлении сервитута ( при необходимости);

— установлению границ сервитута и внесение их в государственный реестр недвижимости;
— регистрация обременения в едином государственном реестре недвижимости.

Заказать услуги можно по телефону (812) 909-31-95 или напишите нам info@jurist-dolina.ru

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82/

Публичный сервитут

Охранная зона это публичный сервитут

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по вопросам связанным с установлением публичных сервитутов.

Готовы представлять интересы как собственников участков, обременяемых публичным сервитутом, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей). Также в сферу нашей компетенции входят и вопросы частных сервитутов.

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления публичного сервитута.
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется публичным сервитутом. В том числе оспаривание размера платы за сервитут, схемы его прохождения и порядка строительства объектов;
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением публичных сервитутов.

Публичный сервитут означает предоставление неопределённому кругу лиц прав ограниченного пользования земельные участком. Такой сервитут имеет весьма мало сходства с частным сервитутом, предоставляемым в пользу владельца одного конкретного объекта недвижимости.

Публичным сервитутом обременяются только земельные участки (но не здания и сооружения).

Выделяется также публичный сервитут для строительства инженерных сетей и иных аналогичных инфраструктурных объектов. Данный вид сервитута фактически занимает промежуточное положение между частным и публичным.

Публичный сервитут в пользу неопределённого круга лиц

«Классический» публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения на земельном участке межевых знаков, и объектов, необходимых для нужд геодезии;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

Таким образом, данные виды публичного сервитута подразумевают, преимущественно, использование участка для тех или иных нужд местного населения. Наиболее характерны они для крупных по площади участков сельхозназначения, для рекреационной деятельности и т.д.

Данный вид сервитута устанавливается органами местного самоуправления (в отдельных случаях – органами власти федерального или регионального уровня). При этом обращение конкретного лица для принятия соседствующего решения местной администрацией, формально, как правило не требуется.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается независимо от согласия владельца участка. Напротив, при несогласии с фактом установления сервитута или его конкретными условиями он должен обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

По общему правилу публичный сервитут является бесплатным. Однако если установление публичного сервитута приводит к «существенным затруднениям» в использовании земельного участка, его владелец вправе требовать плату из местного бюджета.

При этом публичный сервитут должен устанавливаться наименее обременительным для владельца участка способом. Однако в отсутствии сложившихся методик определение такого способа, с высокой вероятностью, станет предметом судебного спора.

В любом случае установление сервитута не должно лишать владельца участка возможности использовать его в соответствии с установленным разрешённым использованием.

В противном случае должен ставиться вопрос об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд, а не о публичном сервитуте.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры

В специальном порядке публичный сервитут может устанавливаться для следующих целей:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных, и канализационных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  3. устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам (в отдельных случаях);
  4. размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  5. проведение инженерных изысканий в целях строительства линейных объектов (в отдельных случаях).

То есть данный вид публичного сервитута предоставляется для строительства конкретного инфраструктурного объекта (связанных с таким строительством работ) И фактически – в пользу конкретной организации, которая будет осуществлять строительство и эксплуатацию объекта. Использование для таких задач именно механизма публичного сервитута обусловлено, по-видимому, особой социальной значимостью соответствующих инфраструктурных объектов.

Данный вид публичного сервитута включён в законодательство сравнительно недавно. и фактически вялятся альтернативой изъятию участков для государственных и муниципальных нужд под инфраструктурные объекты.

При этом установление такого сервитута влечёт существенное ограничение прав собственников и арендаторов участка вплоть до временной невозможности использовать весть участок или его часть по назначению.

В связи с чем правообладателям участков, в отношении которых планируется установление такого сервитута, необходимо своевременно принимать меры по защите своих прав – оспариванию самого факта установления публичного сервитута или его конкретных условий, либо обоснованию максимального размера платы за него.

В части строительства инженерных сетей данный вид публичного сервитута может устанавливаться в интересах как организаций коммунального комплекса, так и некоммерческих объединений граждан (ТСН, СНТ, и т.д.).

При этом фактический интерес в установлении такого сервитута часто имеется в первую очередь не у сетевой организации, а у абонента, для подключения которого строятся соответствующие сети.

Соответственно, именно ему может потребоваться взять на себя работу установлению такого публичного сервитута.

Данный вид публичного сервитута устанавливается местной администрацией, (либо федеральными или региональными уполномоченными органами в отношении объектов федерального или регионального значения соответственно).

Он устанавливается по ходатайству заинтересованного лица – сетевой организации или иного субъекта, эксплуатирующего объекты инфраструктуры, для которых требуется установление публичного сервитута.

Такое ходатайство должно содержать, среди прочего, обоснование невозможности достижения соответствующих целей без установления публичного сервитута (если строительство данных сетей не предусмотрено документами территориального планирования).

Ограничено установление данного вида публичного сервитута в отношении участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. На такие участки данный сервитут может накладываться только для:

  • подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся обременяемые земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  • размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Процедура рассмотрения ходатайства о публичном сервитуте предусматривает, в том чисел публикацию уведомления о предстоящем установлении сервитута, рассылку соседствующих уведомлений правообладателям обременяемых участков. На этом этапе правообладатели обременяемых сервитутом участков, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, могут заявить о необходимости учёта их интересов при установлении сервитута.

При этом решение об установлении публичного сервитута для размещения объектов инфраструктуры принимается независимо от согласия владельцев обременяемых участков. Они вправе лишь обжаловать данное решение в судебном порядке. Причём установлен крайне маленький срок обжалования – 30 дней с момента уведомления правообладателей об установленном публичном сервитуте.

Лицо, в пользу которого устанавливается публичный сервитут (будущий собственник объекта инфраструктуры и т.д.), заключить с правообладателями с обременяемых участков соглашение о сервитуте. Для этого такое лицо направляет правообладателям проект соглашения.

Но при этом установлен крайнее жёсткий порядок реализации публичного сервитута при несогласии правообладателей обременяемых участков с его условиями.

Так владельцы участков вправе как обжаловать в суде решение об установлении публичного сервитута, так и заявлять возражения по отдельным пунктам проекта соглашения, включая размер платы.

Но при наличии разногласий, в том числе -судебного спора, лицо, в пользу которого установлен публичный сервитут, вправе внести плату в депозит нотариуса и приступить к выполнению работ, предусмотренных сервитутом, невзирая на несогласие владельца участка.

Такой порядок, с одной стороны, позволяет избежать задержек в строительстве важных инфраструктурных объектов. С другой – создаёт весьма серьёзные риски для собственников, существенно ограничивая эффективность судебной защиты прав.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, по общему правилу является платным. Причём плата вносится владельцам обременяемых участков лицом, в пользу которого установлен сервитут.

Размер такой платы определяется оценщиком, привлекаемым лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. При несогласии владельца участка с данной оценкой вопрос разрешается в судебном порядке (в т.ч.

с назначением оценочной экспертизы).

При установлении публичного сервитута для строительства инженерных сетей и аналогичных объектов соответствующим решением местной администрации определяется, в том числе, период строительных работ, их объём. Может устанавливаться отдельный размер и порядок внесения платы в период строительства.

При этом на период строительства допускается ситуация, когда участок временно не может использоваться по назначению. В таком случае период строительства не может составлять более:

  • три месяца для участков под жилыми домами (в т.ч. объектами индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства), садовых участков и аналогичных.
  • одного года в отношении иных участков.

То есть фактически речь идёт о временном, до года, изъятии участка у собственника или арендатора.

После завершения строительных работ объём ограничений, накладываемых размещёнными объектами, должен быть таким, чтобы сохранялась возможность использования участка по назначению. То есть речь идёт о возможность использования в первую очередь подземных и надземных инженерных сетей и иных сооружений.

В случае невозможности использования участка по назначению более установленного срока собственник участка вправе требовать его выкупа, арендатор – расторжения договора аренды и возмещения убытков.

Таким образом, публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, с одной стороны, должен являться достаточно эффективной мерой, направленной на своевременное строительство социально значимых объектов.

С другой – такая эффективность достигается ценой серьёзных ограничений прав собственников и арендаторов затрагиваемых строительством участков.

И возмещение связанных с этим издержек, напрямую зависит от активной позиции таких лиц.

Соответственно, им требуется профессиональное юридическое сопровождение с момента начала процедуры установления публичного сервитута.

В том числе –своевременное оспаривание либо самого факта его установления, либо конкретного размера платы, порядка проведения строительных работ.

В том числе для установления максимально высокой платы необходимо привлечение при рассмотрении спора квалифицированных независимых оценщиков.

Правовой центр ДВА М имеет как штат квалифицирован юристов в области споров о частных и публичных сервитутов, иных вопросов земельного права, так и наработанные деловые связи с оценщиками, кадастровыми инженерами, экспертами в области землеустройства и строительства.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut/publichnyj-servitut

Статья «Право ограниченного пользования земельным участком» – журнал «Земельный Вестник Московской области», выпуск № 7 / 2012

Охранная зона это публичный сервитут

Право ограниченного пользования земельным участком

Особенности оформления ограничения прав пользования на земельные участки при размещении и эксплуатации линейных объектов (газораспределительных сетей)

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Особенностью размещения линейных объектов является то, что они лишь частично ограничивают права собственника земельного участка, на котором расположены, и в основном не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, в связи с чем оформление прав собственности или аренды на такие земельные участки нецелесообразно.

Сервитут

В настоящее время сервитут рассматривается одним из прав ограниченного пользования чужим земельным участком, обеспечивающих сохранность и целостность нахождения на нем линейных объектов, развитие и легкий доступ к земельным участкам.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть договором о сервитуте между заинтересованным лицом и собственником земельного участка, а публичный сервитут – законом или иным нормативно-правовым актом.

В целях обслуживания и ремонта линейных объектов, а так же соблюдения режима использования линейных объектов могут быть установлены публичные сервитуты:

  • для прохода или проезда через земельный участок;
  • для использования земельного участка в целях ремонта линий электропередачи и сетей (линейных объектов), а так же объектов транспортной инфраструктуры.

Установление публичного сервитута разрешается только для существующих линейных сооружений, при этом требуется проведение публичных слушаний.

Порядок установления на территории Московской области публичных сервитутов определен статьями 17 и 18 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Публичные сервитуты устанавливаются Правительством Московской области по инициативе центральных исполнительных органов государственной власти Московской области или по представлению органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления устанавливают публичные сервитуты по собственной инициативе, а так же по ходатайству заинтересованных физических и юридических лиц.Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В связи с установлением публичного сервитута уполномоченный орган Московской области и органы местного самоуправления обеспечивают государственную регистрацию ограничения права на земельный участок.

Правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе направить в орган, принявший решение об его установлении, заявление о прекращении публичного сервитута или об установлении соразмерной платы.Организацию и проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута обеспечивает инициатор его установления.

Общественные слушания проводятся до внесения вопроса об установлении публичного сервитута на рассмотрение Правительства Московской области или органов местного самоуправления.Информация о проведении общественных слушаний по установлению публичного сервитута подлежит опубликованию в средствах массовой информации в срок не позднее 30 календарных дней до их проведения.

Если публичный сервитут устанавливается Правительством Московской области, информация публикуется в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов Правительства Московской области, и в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится земельный участок или часть земельного участка, на котором будет действовать публичный сервитут.Если публичный сервитут устанавливается органами местного самоуправления, информация о проведении общественных слушаний публикуется в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование актов органов местного самоуправления этого муниципального образования.При установлении публичного сервитута возникает несколько проблемных моментов.1. Установление сервитута разрешается только для существующих линейных сооружений.2. Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

3. Не урегулирован вопрос в части возмещения убытков собственникам земельных участков.

Охранная зона

Для обеспечения безопасной эксплуатации газопроводов российским законодательством устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков. Земельные участки, входящие в границы охранной зоны газопровода, не изымаются у их собственников, владельцев, пользователей, арендаторов и используютсяими по целевому назначению с обязательным соблюдением установленных существующим законодательством ограничений.Постановлением Правительства РФ № 878 от 20 ноября 2000 года «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определены права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а так же обязанности по предотвращению аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков – для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами – для существующих газораспределительных сетей.На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:

а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;ж) разводить огонь и размещать источники огня;з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.Эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить следующие работы в охранных зонах:а) техническое обслуживание, ремонт и диагностирование газораспределительных сетей;б) устройство за счет организаций – собственников газораспределительных сетей дорог, подъездов и других сооружений, необходимых для эксплуатации сетей на условиях, согласованных с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков;в) рытье шурфов и котлованов, бурение скважин и другие земляные работы, осуществляемые с целью определения технического состояния газораспределительных сетей или их ремонта;

г) расчистку трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что установление охранных зон является простой и эффективной процедурой, позволяющей собственник у газораспределительных сетей проводить в установленной охранной зоне широкий диапазон работ в целях их бесперебойного функционирования.

Екатерина Андрусишина, заместитель директора по земельно-имущественным отношениям Московского областного филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»

Источник: http://zemvest.ru/jurnal/arhiv-jurnala/7-2012/10/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.