Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Содержание

Изъятие земельного участка для государственных нужд, что делать если Вы не согласны со стоимостью?

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Александр Павловский
партнер юридической компании «А.Т. Legal»
адрес электронной почты – atlegal@atlegal.ru
Сайт – atlegal.ru

Несмотря на относительно слабое освещение в СМИ, многие слышали о проблемах владельцев земельных участков, изъятых государством для строительства при организации Сочинской олимпиады. Не обошлось без проблем для землевладельцев и при подготовке саммита АТЭС во Владивостоке, а также чемпионата мира по футболу 2018 года.

С 1 апреля 2019 года вступил в силу закон существенно конкретизирующий существовавший ранее порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ). В Земельном кодексе РФ появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Официально принято считать, что данные изменения аккумулировали ранее полученный опыт изъятия земельных участков и установили единые правила игры. Если ранее для реализации значительных федеральных проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земельных участков, то теперь будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

По нашему мнению, главную проблему изъятия земельных участков законодателям решить не удалось. А проблема эта стара как мир, это несправедливая цена, предлагаемая властями правообладателю при выкупе земельного участка.

С учетом изменений законодательства, изъятие земельных участков может производиться либо на основе заключения соглашения об изъятии недвижимости между органом власти и правообладателем участка, либо принудительно.

В первом случае, собственнику (правообладателю) будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться: рыночная стоимость земли; стоимость находящейся на ней недвижимости; связанные с изъятием убытки и упущенная выгода, затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте. На достижение согласия о цене сторонам соглашения отведено не более 3-х месяцев.

Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, которая будет определяться на основании заказанной властями же оценки.

Правообладатель земельного участка, в случае несогласия с оценкой властей, вправе заказать свою оценку и на ее основании назначить свою цену.

Следует заметить, что в нормах российского законодательства понятие «рыночная стоимость» имеет не вполне однозначный характер.

С одной стороны, согласно Федеральному закону № 135-ФЗ от 29.07.

1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Следует учитывать, что в силу существенной монополизации земельного рынка и широко распространенного манипулирования ценами, публикуемые сведения о цене предложения на земельные участки мало соответствуют реальным рыночным ценам сделок свободного рынка. Тем не менее многие оценщики, при подготовке заключений, предпочитают использовать сведения о публикуемых ценах предложений на сходные объекты.

С другой стороны, в принятых Министерством имущественных отношений Российской Федерации, формально действующих, методических рекомендациях (Утверждены распоряжением от 06.03.2002 № 568-р), рыночная стоимость земельных участков определена как максимально возможная цена.

Указанный подход при оценке позволяет использовать принцип наиболее эффективного использования имущества.

Использование принципа наиболее эффективного использования позволяет, в свою очередь, в условиях гибкости норм по территориальному планированию и неоднозначной практики применения градостроительного и земельного законодательства, обосновать претензии на выкупные цены, значительно превышающие тот уровень, который был бы достигнут в обычных условиях.

Принято считать, что при применении оценщиком принципа наиболее эффективного использования земельного участка решающее значение будет иметь уровень его градостроительного освоения.
Н. В. Волович выделяет следующие уровни градостроительного освоения земельного участка:

  • Сельскохозяйственные и лесные угодья. Это незастроенные и не предназначенные для строительства земельные участки, входящие в состав категорий земель, не предназначенных для размещения объектов капитального строительства и предоставление которых физическим и юридическим лицам для строительства не планируется.
  • Земельные участки перспективной застройки. К ним относятся земельные участки, включенные в зоны планируемого размещения объектов капитального строительства, установленные в документах территориального планирования публичных образований.
  • Градостроительные участки. Это земельные участки, отнесенные к территориальным зонам, применительно к которым установлен градостроительный регламент, т.е. определены виды разрешенного использования (основные, условно разрешенные, вспомогательные), предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и ограничения использования.
  • Земельные участки, подготовленные под застройку. К ним относятся земельные участки, в отношении которых проведены инженерные изыскания, получены технические условия, подготовлена проектная документация и получено разрешение на строительство.
  • Земельный участок с объектом незавершенного строительства. На этой стадии градостроительного освоения земельного участка на нем ведется, но не завершено строительство зданий, строений и сооружений, за исключением временных построек.
  • Единый объект недвижимости. Это земельные участки после ввода в эксплуатацию и государственной регистрации прав на созданный объект капитального строительства, когда возникает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Соответственно, в теории, чем выше уровень градостроительного освоения земельного участка, тем выше будет его рыночная стоимость.

В реальной жизни, земельные участки достаточно нечасто можно отнести к какому-то одному уровню градостроительного освоения. Более распространены различные гибриды указанных выше уровней освоения.

Кроме того, рыночная привлекательность возведенных (возводимых) на земельном участке объектов недвижимости способна оказать решающее значение и на стоимость земельного участка под ними. Заброшенные коттеджные поселки Подмосковья являются тому печальным подтверждением.

На практике нам неоднократно встречались отчеты и заключения экспертов-оценщиков, выводы которых о рыночной стоимости одного и того же земельного участка, в один и тот же период времени, различались в разы. Причина тому именно в использовании при оценке различающихся сведений и документов об уровне градостроительного освоения земельного участка на дату оценки.

Поэтому, если правообладатель располагает документами, позволяющими повысить уровень градостроительного освоения его земельного участка, или имеет возможность их получить, будет совершенно нелишним их предоставить своему оценщику для подготовки отчета об альтернативной рыночной цене.

Если правообладатель изымаемого земельного участка отказался заключать соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с размером предложенного ему возмещения, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения.

Означает ли это, что за участок власти заплатят по реальной рыночной цене? Возможно, но многое будет зависеть от своевременности и грамотности действий правообладателя земельного участка в судебном процессе.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как правообладатель участка получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Учитывая тематику статьи, мы не будем рассматривать способ защиты прав правообладателя земельного участка путем признания незаконным самого решения об изъятии земельного участка по формально-правовым и/или процедурным нарушениям властей, тема это обширная и непростая.

Остановимся подробней на процедуре определения судом равноценного возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд.

Перед началом судебного рассмотрения правообладателю следует сразу скорректировать свои ожидания на установленные законом ограничения для возмещения.

Если строения на участке не зарегистрированы официально, то за них как за самовольную постройку никакого возмещения не полагается.

Правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Основанием для обращения властей в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка является по существу недостижение сторонами согласия о цене выкупа.

Предполагается, что существуют два, существенно отличающихся по выводам, отчета оценщиков (властей и правообладателя) о рыночной стоимости выкупаемого участка.

  Как очевидно, налицо вопрос о размере равноценного возмещения требующий специальных познаний в области оценки.

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний суд назначает экспертизу (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ).

Стороны спора вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы и предложить кандидатуры экспертов (экспертных организаций). Круг и содержание вопросов, а также кандидатура эксперта определяются судом.

Как известно, правильно заданный вопрос – половина ответа. Поэтому крайне важно убедить суд в правильности и обоснованности предложенных правообладателем вопросов, а также компетентности предложенного эксперта.

Соответственно, совершенно не лишней будет грамотная и обоснованная дискредитация формулировок вопросов и кандидатур экспертов, предложенных властями. Данный этап является одним из решающих в судебных спорах подобного рода.

Кроме того, назначая экспертизу суд предоставляет в распоряжение эксперта материалы и документы, при этом предполагается, что эксперт не вправе использовать сведения, полученные из иных источников.

Как очевидно, крайне важной задачей правообладателя является обеспечить наличие в материалах судебного дела, еще до назначения экспертизы, выгодных ему материалов и документов для последующей передачи эксперту.

Наконец, нужные правообладателю, вопросы эксперту судом поставлены, выгодные правообладателю материалы и документы, из судебного дела, в распоряжение эксперта судом предоставлены. Эксперт подготовил заключение с выводами в пользу позиции правообладателя. Победа? Не совсем, но уже близко.

К сожалению, в заключениях экспертов довольно часто отсутствуют прямые и однозначные ответы на поставленные судом при назначении экспертизы вопросы. Эксперты-оценщики тоже люди и в экспертных заключениях не являются редкостью фактические и арифметические ошибки, существенные опечатки, прочие дефекты и упущения.

В соответствии со ст. 87 АПК РФ, ГПК РФ, при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза.

В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза.

При этом проведение дополнительной экспертизы, поручается судом, тому же или другому эксперту, а проведение повторной экспертизы только другому эксперту.

Допустим заключение эксперта безупречно, оснований для назначения дополнительной/повторной экспертизы суд не усматривает. Что дальше?

В соответствии со ст. 71 АПК РФ, ст. 67 ГПК РФ, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Соответственно, заключение эксперта, об определении рыночной стоимости земельного участка, в любом случае не будет для суда единственным и неопровержимым доказательством.  Но вероятность того, что суд положит заключение эксперта в основу вынесенного по делу решения крайне высока.

Итак, решение принято, судом установлен размер равноценного возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд. Осталось дождаться пока решение вступит в силу и возможно отстоять его в вышестоящих судебных инстанциях при обжаловании властями.

Мы специально не вдавались в тонкости и детали: правового статуса земельного участка и/или расположенных на нем объектов недвижимости; порядка обоснования связанных с изъятием убытков и упущенной выгоды;  стратегии и тактики судебного разбирательства, поскольку все их смоделировать и спрогнозировать в рамках одной короткой статьи нереально. Предлагаем читателям поверить нам на слово, что споры с госорганами сами по себе уже непростая задача. А уж споры с госорганами по вопросам недвижимости, это задача только для команды профессионалов в различных отраслях экономики и права и обратиться к ним за помощью желательно как можно раньше.

Подписка на журнал «Оценка инвестиций» доступна по ссылке:esm-invest.com/ru/subscribe

Источник: https://zen.yandex.ru/media/esm_invest/iziatie-zemelnogo-uchastka-dlia-gosudarstvennyh-nujd-chto-delat-esli-vy-ne-soglasny-so-stoimostiu-5f61be278169a878164cd0a7

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В некоторых случаях возможно изъятие земельного участка для муниципальных или государственных нужд. Это может произойти только в том случае, если будут соблюдены основные принципы и порядок, установленный земельным законодательством. Для изъятия требуется наличие веских оснований.

Основания и условия для изъятия

В соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

  1. Выполнение международных обязательств России.
  2. Размещение объектов государственного значения. К примеру, для целей обороны, атомной энергетики, водоснабжения, дорог и т.д.
  3. Иные обстоятельства, установленные законодательно.

Наиболее важное условие изъятия участков – последующее возмещение. Муниципалитет или государство устанавливают выкупную цену, которая закрепляется соответствующим соглашением.

Как правило, чаще всего земля изымается с целью расположения на ней объектов для государственных или муниципальных нужд. Однако такое происходит в крайних случаях, если по-другому действовать невозможно.

Власти обязаны уведомить владельца участка. Без этого процедура изъятия будет невозможна. Если собственник категорически не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке.

Когда препятствий не возникает, издается соответствующее решение местной администрации.

Аннулирование частной собственности происходит только в том случае, когда других вариантов решения вопроса не существует.

Решение об изъятии принимается за два месяца до непосредственного перехода прав. Оно должно содержать в себе основания для изъятия земли, указание лица, у которого изъяли участок, а также идентификационные сведения о наделе. Решение передается собственнику в течение семи дней после его принятия.

Особенности изъятия земли

Изъятие может происходить принудительно, временно, в рамках выкупа или по причине ненадлежащего использования собственником. Рассмотрим, с какими нюансами придется столкнуться в каждом случае.

Принудительный порядок

В соответствии с Конституцией РФ частная собственность неприкосновенна. Лишить человека имущества можно только в судебном порядке.

Для принудительного изъятия земли необходимо наличие веских оснований. Они изложены в гражданском законодательстве. Основанием является:

  • взыскание участка по обстоятельствам;
  • отчуждение земли, которая не принадлежит лицу по закону;
  • конфискация, реквизиция, национализация;
  • выкуп участка для нужд муниципалитета или государства;
  • нарушение норм действующего законодательства.

Если надел принудительно изымается для муниципальных нужд, то на основании соответствующего решения выплачивается равноценная или предварительная стоимость земли.

Равноценная – это выкупная цена, которая включает рыночную стоимость и убытки, причиненные в рамках изъятия земли.

Если собственник не согласен с установленной выкупной ценой, то судом может быть самостоятельно определена цена объекта.

Реквизиция – временная и полная

Реквизиция – это принудительное изъятие земельного участка у владельца для неотложных государственных нужд. При этом собственник получает компенсационную выплату.

При этом собственник утрачивает имущественные права. В соответствии со ст. 51 ЗК РФ реквизиция допускается только если в стране происходя чрезвычайные происшествия (эпидемии, аварии, стихийные бедствия и т.п.).

Такое решение принимается органами государственной власти. При этом оспорить его в судебном порядке нельзя. В случае, если реквизиция временная, земельный участок будет возвращен собственнику после того, как основания изъятия утратят силу.

Выкуп

Выкуп земельного участка планируется заблаговременно. Собственник надела должен быть предупрежден за год до прекращения его прав на землю.

Выкуп не может быть осуществлен без согласия владельца участка. Если он категорически против, изъятие в таком порядке будет невозможным.

Ненадлежащее использование

В такой ситуации участок изымается принудительно по той причине, что собственник пользуется ею с нарушением законодательных норм. Что можно подразумевать под использованием не по назначению?

Земля изымается в следующих случаях:

  • когда целевое назначение – ведение сельского хозяйства, но за три последних года владелец не использовал его так, как нужно;
  • неправильное использование привело к ухудшению качеств земли или экологической обстановки.

Если собственник не препятствует изъятию, то участок продается с торгов. Когда он против, вопрос будет решать в судебном порядке.

Процедура изъятия участка

Аннулирование частной собственности на конкретный земельный участок происходит в шесть этапов:

  1. Подготовка оснований для начала процедуры изъятия. Сюда входит разработка документации по планированию территории, формирование проектов. Документы создаются и утверждаются уполномоченным органом государственной власти.
  2. Подготовка и подача соответствующего решения об изъятии земельного участка.
  3. Выявление собственников объектов, которые планируется изъять. Это необходимо для получения у них согласия на отчуждение.
  4. Подписание решения об отчуждении земли муниципалитетом.
  5. Подготовка и подписание договора об изъятии.
  6. Прекращение прав на земельный участок и его передача муниципалитету или государству.

На этапе выявления собственников объектов, которые будут изъяты, возможны некоторые сложности. В частности, это касается земель, право на использование которых возникло до 1998 года. До этого момента регистрация имущественных прав осуществлялась не всегда, поэтому возможны сложности с поиском информации.

Необходимые сведения запрашиваются из государственных архивов и муниципалитета. Кроме того, осуществляется публикация на сайте органов местного самоуправления и в СМИ. Физическое лицо или организация обязаны подтвердить свои права в течение пяти дней с момента получения уведомления.

Поиск собственников происходит в течение двух месяцев. Если за этот период сведения о владельцах не будут получены, то уполномоченный орган обратиться в суд для признания земельного участка невостребованным. В итоге надел признается собственностью муниципалитета или государства.

Может случиться так, что владелец найдется уже после аннулирования права собственности. В этом случае он может требовать выплаты компенсации из бюджета. Однако для этого потребуется доказать право на надел и объяснить причину своего отсутствия.

Выявленный собственник уведомляется о принятом решении об отчуждении в течении 10 рабочих дней. В течении этого времени также публикуется информация на официальном сайте муниципалитета о принятии документа.

Уведомление собственника считается произведенным с момента принятия уведомления. Если почтовый адрес владельца неизвестен, он будет считаться оповещенным с момента публикации данных на официальном сайте. Принятое решение может быть обжаловано в течение трех лет с момента подписания.

Для формирования договора об изъятии проводятся специальные кадастровые и оценочные мероприятия, цель которых состоит в уточнении границ участка и определения его рыночной стоимости.

В тексте договора прописывается:

  • цель изъятия;
  • данные участка – кадастровый номер, площадь, вид права, адрес местоположения и т.д.;
  • реквизиты принятого решения;
  • срок передачи имущественных прав;
  • объем и способ выплаты компенсации;
  • указание сервитутов, если они есть и сохраняются.

Соглашение составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны. После получения своего экземпляра собственник вправе его сразу же подписать, уведомить власти об отказе или изъявить желание внести корректировки (с указанием оснований).

Если собственник не подписал договор в течение трех месяцев с момента его получения или не уведомил об отказе, то муниципалитет или государственный орган вправе обратиться в суд. В такой ситуации будет подан иск о принудительном аннулировании права собственности на земельный участок.

После подписания договора или в результате судебного решения произойдет фактическое прекращение прав на надел. При этом подразумевается:

  • передача права владения;
  • аннулирование права пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • аннулирование договора аренды или соглашения о безвозмездном пользовании;
  • прекращение права хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • снос строений, воздвигнутых на изъятом участке;
  • государственная регистрация юридических изменений.

Если условиями договора предусмотрена компенсация, то все последствия наступят только после полной выплаты.

Документы

Процедура изъятия подразумевает использование следующих документов:

  • бумаги по территориальной планировке;
  • проекты для планируемых изменений;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Помимо этого, сюда входят документы, которые подтверждают факт поиска владельца, а также его уведомления, исковые заявления и решения суда.

Сроки

Процедура изъятия может начаться только после уведомления собственника о планируемых действиях. Ранее закон устанавливал для этого срок, равный одному году. Последние изменения сократили этот период до 90 дней. Соответственно, возможность собственника оспорить аннулирование сокращено.

Решение муниципалитета об изъятии действительно в течение трех лет. Если за этот срок процедура не начнется, то решение потеряет юридическую силу.

Сама процедура довольно длительная. Чаще всего она занимает не менее полугода.

Какие положены компенсации

Расчет компенсационных выплат за изъятие надела регламентирован в ст. 56.8 ЗК РФ. Для расчета используется рыночная стоимость отчужденной земли. Она определяется профессиональными оценщиками. Услуги специалистов оплачиваются муниципалитетом.

При расчете размера компенсационной выплаты учитываются:

  • рыночная стоимость, если участок находится в собственности или рыночная стоимость прав, если речь идет о бессрочном пользовании или владении;
  • рыночная стоимость строений, расположенных на земельном участке;
  • убытки, возникающие в результате аннулирования права собственности;
  • упущенная выгода.

При определении размера компенсационной выплаты не будут учтены:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были сделаны без разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения участка и построек на нем, сделанные после уведомления об изъятии;
  • постройки, возведенные после получения уведомления об изъятии (исключение – если разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, возведение которых не подразумевает получения специального разрешения и возведенные после уведомления об изъятии;
  • сделки, которые владелец заключил после получения уведомления.

Если изъятию подлежит только часть земельного участка, то объем компенсационной выплаты уменьшается пропорционально доли, которая остается у собственника. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за два месяца до оформления соглашения о переходе прав.

Что такое резервирование земель муниципалитетом

Термин «резервирование земель» относительно новый для законодательства РФ. Эта процедура регламентированы ст. 56.1 и ст. 70.1 ЗК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 561 от 22 июля 2008 года.

Как правило, резервирование проводится для последующего изъятия участка. Иными словами, эти процедуры – этапы одного процесса, цель которого заключается в изменении права собственности на землю. Однако, следует отметить, что резервирование не относится к числу обязательных процедур при изъятии земельных участков.

Территория будет считаться зарезервированной при наличии следующих условий:

  • решение, принятое уполномоченным органом власти;
  • наличие утвержденной схемы участка;
  • проведена государственная регистрация ограничения прав на участок в Росреестре.

Что может быть ограничением прав? Под этим понятием подразумевается запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела, а также запрет на оросительные, мелиоративные и прочие мероприятия.

После установления ограничения срок аренды или сервитута не может превышать период резервирования. Использование такой земли в других целях допускается до момента его изъятия.

Максимально допустимые сроки резервирования составляют:

  • 3 года – в случае, когда право собственности переходит государству или муниципальному образованию;
  • 2 года – для земли, изымаемой с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет – для участков, которые находятся в собственности у государства, а цели изъятия при этом не связаны с созданием или реконструкцией автомобильных дорог.

Процедура резервирования и дальнейшего отчуждения – длительный процесс, требующий соблюдения всех законодательных норм.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд. При выявлении нарушений этой процедуры или при отсутствии существенных оснований обращайтесь в суд.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/izyatie-uchastka/

Как и для чего изымают земельные участки для муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Сроки изъятия земли

Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Документальное оформление изъятия

Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
    • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
    • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
    • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  4. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Понятие резервирования земель муниципальными службами

Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:

  • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
  • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела.

Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения.

При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

  • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
  • создана и утверждена схема надела;
  • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

  • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
  • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

  • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
  • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков — это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

Источник: https://lawhelp.center/zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-dlya-municipalnyx-nuzhd.html

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями.

Согласно действующему земельному законодательству существует несколько видов изъятия земельных участков у собственников: конфискация на безвозмездной основе, реквизиция (временное изъятие), изъятие для государственных и муниципальных нужд, изъятие из-за нецелевого использования участка. Все эти вопросы регулируются нормами земельного и гражданского права.

С какой целью государство может изъять землю

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

  • для выполнения обязательств по международному праву;
  • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
  • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
  • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
  • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
  • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

Обоснование принятия решения по изъятию земли

Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

  • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
  • международным договором;
  • решением об обнаружении аварийности дома;
  • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
  • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
  • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

Как на практике происходит изъятие земли

Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

  • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
  • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
  • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, допустимое российским законодательством

Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления.

В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу.

При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

2.

Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

Как защитить свои права на землю

В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

Запрет на изъятие земельного участка

Несмотря на то, что в земельном законодательство четко прописано, какие именно земли и для каких нужд могут быть изъяты, существует ряд условий, согласно которым участки изъяты быть не могут. В частности, речь идет о федеральных бюджетных учреждениях, которые находятся на землях природоохранных зон и которые осуществляют охрану природы на данных территориях.

Изъять у них земельный участок для других государственных и муниципальных нужд не предоставляется возможным, поскольку земля уже используются с одной из целей, прописанных в Земельном кодексе России.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/usloviya-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.