Публичный сервитут договор

Содержание

Специфика установления публичного сервитута

Публичный сервитут договор

Публичный сервитут представляет собой тип обременения земельного надела. Основным нюансом является то, что решение о процедуре принимают на государственном уровне. Однако отчуждать землю в выгоду государства запрещено.

Терминология и аспекты публичной формы

Сервитут публичный — это передача иному лицу на добровольной основе ряд прав на землю, находящейся в распоряжении другого лица.

Публичный тип является разновидностью сервитута, налагаемого на ЗУ. Специфика такого вида ограничения заключается в принятии соответствующего решения органами власти на государственном уровне.

Соответственно, публичный вид обременения обладает комплексом свойств:

  1. Право субъективного характера.
  2. Метод ограничения.
  3. Оформление в двух видах – временное и без срока.

Помимо этого, такая форма обременения носит дополнительные показатели и регулируется рядом статей Гражданского и Земельного кодексов.

Отличия сервитута в публичной и частной форме

На основании Земельного кодекса России, в частности, статьи №23, ограничения подразделяются на два вида:

К частному сервитуту относится право собственника одного земельного участка требовать от владельца соседнего предоставить права обременительного характера в использовании другого надела. Сервитут в форме публичного проводится в рамках интереса общественности и власти на государственном уровне.

Принципиальные отличия сервитутов представлены в таблице №1:

Публичный типЧастный тип
●        необходимость обустройства проезда, дороги или прохода сквозь конкретный ЗУ; ●        пользование надела; ●        строительство пастбища; ●        в качестве района для кошения силоса; ●        обустройство охотничьих или рыболовных угодий; ●        исследовательская деятельность;●        прочее●        возведение проезда либо прохода; ●        возведение элементов электроснабжения; ●        обустройство водопровода;●        и другие сферы

В частных случаях публичный тип обременения может восприниматься как общественный. Логично предположить, что такое мнение основано на том, что слушанья проводятся публично. Тем не менее эти ассоциации, с юридической точки зрения, некорректны. Установление такого типа обременения проводится в отношении ограниченного количества собственников.

Как правило, этот порядок применяется в садовых товариществах либо кооперативе. При этом является подвидом частного обременения, существенно отличающегося от публичной формы в области правового регулирования Законодательства Российской Федерации.

Общественный сервитут может возникать при заключении соглашения сторонами через регистрацию в Росреестре. При этом допускается требование денежного вознаграждения.

Сервитут публичного характера формируется на основании правового акта и идет в пользу городского населения либо другого пункта.

К таким относятся виды отчуждения правообладания совместно с участием квалифицированных специалистов и экспертов.

Во время слушаний допускается присутствие владельца и выступление в защиту личных интересов, касающихся имущества, в т. ч. другим лицам, заинтересованным в конкретном деле.

Перечень объектов, относящихся к публичным обременениям в пределах городов

Определенные типы пользования территорий с проживающим гражданским населением или занимаемой организациями для нужд общественности могут не облагаться ограничением. Перечень следующий:

  • инженерные объекты;
  • электроснабжение;
  • столбы для электропередачи;
  • подвод газа к наделам земли;
  • водопровод, проведенный к жилым сооружениям;
  • коммуникации канализации.

Такие элементы являются ограничениями для пользования земли. К примеру, под линиями электроснабжения не разрешено капстроительство, заниматься без специального разрешения выращиванием или вырубкой деревьев. Подземные коммуникации не позволяют проводить работы по несанкционированному углублению.

Таким образом, позволяется использовать собственный участок в полном объеме, но учитывать ряд запрещенных мер к конкретным типам работ. Но такие ограничения не считаются обременениями в публичной форме.

Основания для возникновения

Чтобы узаконить публичное ограничение в качестве использования гражданским населением, следует иметь основания:

  1. Соглашение, подписанное всеми сторонами – владельцем участка и иным лицом либо группой.
  2. Судебное решение, выписанное в ситуации когда обременение публичной формы неизбежно, а его установление очевидно, но хозяин ЗУ не уступает право на собственность.
  3. Наличие завещательного документа.

Когда будет оформляться договор, допускается, что одной из сторон выступает:

  • один гражданин либо группа лиц;
  • физическое лицо или организация;
  • государство либо местный административный орган.

Невзирая ни на что, соглашение должно оформляться в рамках действующего закона, оно должно составляться на бумаге и визироваться сторонами. Затем договор регистрируется, проводится межевание участка, чтобы в последующем не путаться с границами. Дополнительно проводится оценка имущества, включенная в обременение публичного вида.

Алгоритм установления публичного сервитута на участок земли

Последовательность установления публичной формы сервитута заключается в прохождении утвержденных законом этапов. В первую очередь подается заявление, составленное согласно требованиям. Затем инициируется процедура физ. лицом, а также организацией, муниципалитетом либо государством.

ГК России определяет сервитут как объект права с ограничением, наложенным на землю в срочном виде или без срока. При этом наложение такого вида обременения на участок не должно идти вразрез с интересами собственника.

Хозяин ЗУ имеет право обратиться в соответствующие органы с заявкой об отчуждении с причитающейся компенсацией.

Однако тогда, когда реализация ограничения влечет правонарушение, органы возмещают потери за дискомфорт либо выделяют аналогичный по ценности и объему иной земельный участок.

Осуществляться ограничение будет через написание заявления. В тексте следует указать:

  1. Название участка (объекта).
  2. Фактическое расположение.
  3. Цель, на основании которой будет устанавливаться сервитут.
  4. Информация о сторонах процедуры.

Перед обращением в администрацию заявитель обязан предоставить собственнику предложение о предстоящем соглашении. При его составлении документ прикладывается к заявлению. При отсутствии административный орган оповещается в письменном формате.

Если инициатором выступает орган государственного самоуправления, то обращение происходит также в административное подразделение. В ситуации, когда заявитель иной субъект, прошение подается в местный орган по землеустройству. Обусловлено это тем, что обременение – это ограничение надела земли и прав владельца, поэтому составляется нормативно-правовой акт.

Далее порядок установления публичного сервитута проходит следующие этапы.

Публикация решения

После подачи заявления на рассмотрение отводится определенный период, зависящий от субъекта и региона проведения процедуры. Каждый район составляет собственные акты, подверженные требованиями и правилами прохождения процедуры. Исключением являются пункты с федеральным назначением.

На основании этого заявление рассматривается в рамках заседания, результатом которого является решение. Примечательно, что законодатель не установил регламент таких собраний. Ввиду этого они приравнены к гражданской форме заседаний.

Проведенное слушание протоколируется с указанием повестки дня, вынесенным решением и количеством участников. При этом в земельном праве не прописано обязательное собрание.

Однако на таких заседаниях согласование проводится легче и страхует от возникновения конфликтных ситуаций.

Установление формы публичного обременения подкрепляется договором или нормативным актом с указанием сведений об имуществе:

  • номер из кадастрового паспорта;
  • адрес расположения;
  • площадь и т. п.

В действие обременение вступает после государственной регистрации, которая обуславливает сбор такой документации, как:

  1. Заявка на госрегистрацию ограничения.
  2. Чек об оплате пошлины.
  3. Нормативный акт либо соглашение.
  4. Документы от заявителя, удостоверяющие личность.
  5. План участка.

Процедура межевания

В силу того, что обременение публичного вида является типом ограничения, оно прописывается в кадастровом плане. Для отражения полученной информации проводится процедура межевания территории. Иными словами, фиксируется территория, находящаяся под сервитутом.

Если земля уже получила регистрацию и числится на учете, то выжидают получение нормативного акта от органов о наложении обременения. Лишь затем проводится процедура межевания. При отсутствии регистрации надела проводятся двойные мероприятия – межевание при регистрации ЗУ, а затем та же процедура, но уже в рамках установленного ограничения.

Провести эти работы одновременно теоретически возможно, т. к. проект не будет носить статус основного или правообразующего. Обусловлено это тем, что он создается на основании требований либо устанавливается уже на имеющийся участок.

Однако здесь в плане межевания земли должны отражаться публично-правовые формы сервитута, т. е. документация. С другой стороны, градостроительное право не накладывает запрет на одновременную процедуру.

Но юристы рекомендуют не усложнять процесс, а провести работы поэтапно.

Заключение договора

Процесс по фиксированию публичного обременения на надел завершается заключением договорных отношений в письменном формате. Так, договор составляется согласно действующим нормам и в обязательном формате отражает такие пункты, как:

  1. Предмет наложения обременения. Иными словами, какая собственность подлежит сервитуту публичного типа.
  2. Список лиц, выступающих по обе стороны соглашения, т. е. заявитель сервитута и тот, в правах собственности которого находится недвижимость.
  3. Точные и подробные характеристики земельного надела – границы участка, план расположения, адрес нахождения, общая площадь, расположенные объекты, в т. ч. растительные насаждения. А также цена объекта и сведения из кадастрового паспорта.
  4. Предназначение земли целевого характера, а также условия использования участка с указанием вида ограничения и времени.
  5. Указание на период установления обременения – срочное (до какого времени) или бессрочное.
  6. При наличии условий по преждевременному расторжению договора они обязательно прописываются в документе.

После того как документ составлен и подписан сторонами, договор визируется у нотариуса и проходит обязательную государственную регистрацию в Росреестре. Эти этапы регламентированы действующим Законодательством России. В иной ситуации последствия для сторон будут означать незаконность проведения сделки.

Особое значение отдается кадастрового плану земельного участка, т. к. при его утрате или порчи, следует восстановить в кратчайшие сроки.

Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме

На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.

Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная.

Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде.

Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.

В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.

Вескими аргументами для формирования дополнительного приложения к договору выступают:

  1. Изменение деятельности в отношении землепользования и природопользования.
  2. Права собственника ограничились или расширились.
  3. Внесены изменения в законодательную базу, если одной из сторон выступает государственный орган.
  4. Обе стороны пришли к мнению о пересмотре договора и внесения коррекции.
  5. Наличие решения судебных органов исполнительной власти.

Как регулируются публичные обременения

Частная форма сервитутов регламентируется ГК РФ, в частности, статьей 274. Публичный вид обременения регулируется ЗК Российской Федерации ст. №23, включающей терминологию ограничения, типы и формы обременения, устанавливаемые в отношении надела, а также особенности процедуры.

Специфика публичного типа заключается в определении общественного интереса, а не отдельного владельца земли, соседствующего с облагаемым сервитутом надела. Понятие введено в ЗК России, а именно ст.№23, действующей с 30 октября 01 года.

Сервитут публичного вида в обязательном порядке регистрируется на государственном уровне в ЕГРН на основании ФЗ №218 (статья №52) и ЗК России (статья №23 пункт 9).

В соответствии с этой статьёй сервитут публичного типа на ЗУ утверждается согласно действующим российским законам либо другими нормативными актами, выданными государством или муниципалитетом. Это возможно, если необходимость отчуждения будет возникать для обеспечения государственных, административных интересов, а также населения.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/publichnyi-servitut.html

Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута | ГАРАНТ

Публичный сервитут договор

Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута

1. Соглашение об осуществлении публичного сервитута содержит:

1) сведения о сторонах соглашения;

2) реквизиты решения об установлении публичного сервитута;

3) цель установления публичного сервитута;

4) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут установлен в целях реконструкции указанного сооружения и обладатель публичного сервитута не является его правообладателем;

5) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута;

7) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута (включая срок строительства, реконструкции, ремонта инженерного сооружения);

8) размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;

9) права и обязанности обладателя публичного сервитута при осуществлении публичного сервитута;

10) график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута;

11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса, привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и снести сооружение, размещенное на основании публичного сервитута;

12) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территории и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территории;

13) порядок возмещения правообладателю земельного участка убытков, причиненных осуществлением сервитута.

2.

Соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

3. Если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, соглашение об осуществлении публичного сервитута не заключается.

4. Срок соглашения об осуществлении публичного сервитута соответствует сроку публичного сервитута, предусмотренному решением об установлении публичного сервитута.

5. Подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка, указанному в пункте 2 настоящей статьи, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который:

1) указан таким правообладателем в качестве почтового адреса для связи с ним в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса;

2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

3) присвоен земельному участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).

6. В случае, если правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.

42 настоящего Кодекса указал в качестве адреса для связи с ним адрес электронной почты или в Едином государственном реестре недвижимости указан адрес электронной почты, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на земельный участок зарегистрировано, проект соглашения об осуществлении публичного сервитута направляется правообладателю такого земельного участка также в электронном виде.

7. Одновременно с проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка направляются:

1) сведения об утвержденных границах публичного сервитута или выписка из сведений об утвержденных границах публичного сервитута применительно к земельному участку правообладателя, с которым заключается соглашение;

2) отчет об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут.

8. Проект соглашения об осуществлении публичного сервитута считается полученным правообладателем земельного участка со дня:

1) вручения ему предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;

2) возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ “О почтовой связи” (далее – Федеральный закон “О почтовой связи”) предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;

3) вручения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, правообладателю земельного участка лично под расписку.

9.

Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях.

10. Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения.

11.

Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.

12. Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с пунктом 9 статьи 39.46 или пунктами 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за публичный сервитут.

Рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

13.

В случае оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута направляет проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, вносит плату за публичный сервитут в депозит нотариуса и приступает к осуществлению публичного сервитута на условиях, указанных в пункте 11 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении требования правообладателя земельного участка об оспаривании решения об установлении публичного сервитута.

14.

В случае предоставления гражданам и (или) юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обремененных публичным сервитутом, такие лица вправе требовать от обладателя публичного сервитута заключения предусмотренного настоящей статьей соглашения об осуществлении публичного сервитута. При этом указанные лица не вправе требовать плату за публичный сервитут. Если соглашение об осуществлении публичного сервитута не заключено, обладатель публичного сервитута осуществляет публичный сервитут на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.

Источник: https://base.garant.ru/12124624/b9ff67b01a3627762424a74c562cb3e1/

Как оформить сервитут на земельный участок

Публичный сервитут договор

Обремененный земельный участок – земля, в отношении которой возникает сервитут. Частный сервитут в пользу отдельного физлица или предприятия оформляется соглашением об ограниченном пользовании земельным участком в простой письменной форме. Согласно п. 1 ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственник соседнего участка вправе предъявить требование к собственнику другого участка о предоставлении права ограниченного пользования таким участком. Установление сервитута бывает платным и бесплатным.

Обременение сервитутом земельного участка, равно как и любое его изменение, прекращение, регистрируется государством в установленном порядке.

Установления сервитута может потребовать лицо, которому земля предоставлена на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, иные лица в предусмотренных законом случаях. Соглашение об обременении прав на землю заключается только ее владельцем.

Такие же сделки может совершать лицо, которому земля, принадлежащая муниципалитету или государству, передана в бессрочное пользование на основании договора аренды на срок более 1 года или для пожизненного владения с правом наследования.

Сервитут допускается только в случае, если невозможно обойтись без вынужденного пользования чужой территорией.

Установление земельного сервитута

Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования. Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.

Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства. В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.

Основания возникновения сервитута

Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:

  • потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования – жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
  • строительство дорог, транспортных узлов;
  • возведение линий электрификации, инженерных сетей;
  • дренажные работы;
  • установка геодезических, межевых знаков;
  • сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
  • разведение рыбы, рыболовство, охота;
  • временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.

Появляется потребность в использовании соседней территории для:

  • строительства;
  • установки оборудования связи;
  • монтажа коммуникаций;
  • перемещения к объекту недвижимости;
  • иных нужд, не ущемляющих владельца участка.

Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:

  • федерального закона;
  • акта органов местного самоуправления;
  • акта регионального законодательства субъекта РФ;
  • судебного решения.

Условия и процедура установления сервитута

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.

Обратите внимание!
Размер платы за сервитут собственник устанавливает самостоятельно или при помощи независимой экспертизы.

Право ограниченного пользования участком нельзя использовать в качестве залога, его нельзя отчуждать.

Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.

Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.

Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель.

Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек.

И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.

Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  • сведения о сторонах договора;
  • информацию об участке;
  • цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  • план землепользования с обремененным участком или его частью;
  • сроки действия сервитута;
  • размер платы, сроки, порядок ее внесения.

Обратите внимание!
Понятие «соразмерной платы» за использование чужой земли содержится в Земельном кодексе (ч. 6 ст. 23).

На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.Бланк доступен для скачивания и просмотра.Скачать образец соглашения об установлении сервитута (.docx)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/kak-oformit-servitut-na-zemelnyi-uchastok-5bf3e5893a20d300aa3ed581

Образец соглашения об установлении сервитута на муниципальные земли в 2019 году: форма соглашение, содержание, особенности регистрации | Земельный эксперт

Публичный сервитут договор

Публичный сервитут представляет собой соглашение на использование части территории одного лица с целью обеспечения проезда или доступа к другим участкам иных лиц.

Данные правоотношения закрепляются при помощи специального соглашения. Документ составляется и оформляется по стандартному образцу в письменном виде. Договоренность регистрируется в Росреестре, согласно установленному регламенту.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В статье 39.24 ЗК РФ указано, что сторонами такого акта могут выступать:

  • арендаторы, землепользователи и землевладельцы, когда в отношении надела имеются соответствующие обязательства сроком более чем на год от имени собственника. В данном случае, письменное разрешение распорядительного органа не требуется, однако, процедура носит уведомительный характер;
  • администрация населенного пункта или иной исполнительный орган в том случае, когда земля находится в распоряжении муниципального унитарного предприятия. В этом случае требуется письменный документ о согласии собственника на установку обременения.

Лица, заключившие соглашение об установлении обременения, обязаны на протяжении 10 суток с момента подписания договоренности, уведомить полномочное ведомство о совершенной процедуре.

Срок действия данного документа не должен превышать период действия имеющейся договоренности с пользователем. При прекращении имеющихся обязательств, сервитут также заканчивает свое действие.

Предметом соглашения о сервитуте выступает та часть участка или права на нее, которая будет находиться в совместной эксплуатации сторон сделки.

соглашения об установлении сервитута на землю

Соглашение (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]) является официальным документом, подтверждающим право участников сделки пользоваться территорией на равных основаниях в случае необходимости и с целью обеспечения перемещения по территории. По этой причине в документе указываются следующие данные:

  • техническая информация об участке, относительно которого планируется установка сервитута, в частности, кадастровый номер, учетный номер доли надела;
  • сведения об участниках договоренности, их реквизиты;
  • целевое назначение сервитута и основания для его назначения;
  • период действия договора;
  • плата, назначенная собственником или пользователем территории;
  • права владельца надела, на которого наложено обременение;
  • обязанности второго участника соглашения, который заинтересован в наложении сервитута по внесению платы и приведению земли в начальное состояние после эксплуатации.

В том случае, если соглашение заключается с уполномоченным ведомством, заинтересованная сторона обязана подать заявление о заключении договора с указанием цели и вероятного срока эксплуатации. К заявке прилагается межевая схема расположения земли на кадастровом плане. В том случае, если сервитут устанавливается относительно всего участка, такой план не требуется.

После того как заявление было передано, в течение 30 дней с этого момента распорядительное ведомство должно вынести постановление об установке сервитута и направить заявителю уведомление о заключении соглашения и подписанные экземпляры данного документа. Также предусмотрена процедура вынесения отрицательного решения и направления заявителю предложения об установке сервитута иным способом.

Соглашение оформляется в трех экземплярах и заинтересованное лицо обязано подписать его в течение 30 дней.

Порядок регистрации соглашения об установлении сервитута на земельный участок государственной или муниципальной собственности

Порядок установления сервитута на земельный участок помимо обязательных процедур, предусматривает еще и такой этап, как регистрация заключенного соглашения. Данный процесс выглядит следующим образом:

  1. Заинтересованная сторона подписывает соглашение об установлении частного сервитута земельного участка и передает документ распорядительному органу.
  2. Владелец территории подает заявление в Росреестр, совместно с пакетом обязательных документов.
  3. Сотрудники ведомства проводят проверку предоставленной заявки.
  4. В течение одного месяца документ ставится на учет, и заявитель получает соглашение с соответствующей отметкой.

Если договоренность оформляется сроком не более чем на три года, регистрация такого акта не требуется.

Заключение

В завершение можно сделать несколько выводов:

  1. Соглашение о наложении сервитута оформляется в письменном виде, согласно установленному образцу.
  2. В документе обязательно должны быть указаны все существенные моменты договора.
  3. Соглашение допускается не только с собственником земли.
  4. Обязательной процедурой является регистрация соглашения в Росреестре, за исключением договора заключенного сроком менее чем на три года.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/obrazec-soglasheniya-ob-ustanovlenii-servituta-na-gosudarstvennuyu-ili-municipalnuyu-sobstvennost/

Что такое договор сервитута и как его заключить?

Публичный сервитут договор

Сервитут в современном законодательстве представляет собой особое обременение, налагаемое на недвижимое имущество какого-либо лица, если такое обременение поможет расположенному рядом имуществу других лиц полноценно функционировать, а государству, если оно заинтересовано в наложении такого обременения, осуществлять свои задачи по обеспечению нормального существования своих граждан.

Как и любое другое обременение, факт установления сервитута должен быть официально зафиксирован.

Однако, в отличие от других обременений, установление сервитута закрепляется с помощью специального соглашения.

Что подразумевают под договором сервитута

Договор об установлении сервитута относится к разряду документов, носящих двоякий характер: с одной стороны, он является разрешительным документом для собственника объектов недвижимости, имеющих худшее положение, на использование таких соседних объектов, имеющих лучшее расположение, в целях улучшения собственного состояния (например, если к одному или нескольким земельным участкам можно попасть только через земли соседнего участка, к владельцу последнего предъявляются требования обеспечить проход или проезд своим соседям к их участкам через свою территорию).

С другой стороны, этот документ закрепляет возникающее вследствие его подписания обременение на чужое имущество, вызывающее ухудшение его положения и состояния.

https://www.youtube.com/watch?v=Sfz-iNWi9Ag

Однако составить этот документ можно только в том случае, если обременение устанавливается частным лицом в отношении частного лица (сюда же следует отнести и юридические лица, если они не имеют отношения к государственным органам).

В том случае, если одной из сторон сервитута будет выступать государство, ни о каком договоре речь идти не будет, а установление обременения будет зафиксировано соответствующим административным актом.

В том случае, если стороны не смогли договориться о заключении договора сервитута, но без такого обременения обойтись невозможно, все условия соглашения установит суд, на основании решения которого впоследствии будет сформирован текст договора.

Структура и содержание договора

Договор об установлении сервитута регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, так как сам сервитут может быть установлен только в соответствии с требованиями этого нормативного акта, именно по этой причине он имеет классическую структуру договора о заключении того или иного соглашения:

  • Преамбула, в которой указываются стороны соглашения (а в том случае, если одной или обеих сторон выступают представители по доверенности, то отражается также и эта информация);
  • Предмет договора, в котором прописывается порядок установления сервитута, а также в каких целях это происходит;
  • Размер платы за сервитут (который должен быть рассчитан заранее, до заключения такого договора);
  • Права и обязанности сторон;
  • Обстоятельства непреодолимой силы и порядок действия сторон при их наступлении;
  • Реквизиты и подписи сторон.

Однако, несмотря на подчинение текста договора классической структуре, принятой в гражданском законодательстве, вопрос о том, какие существенные условия должны быть отражены в этом договоре, до настоящего времени остается открытым, а примерный перечень таких условий составляется в каждом конкретном случае индивидуально, с использованием существующих административных актов, которые отражают государственную волю об установлении сервитута.

К таким существенным условиям будут относиться:

  • Кадастровые данные на объект недвижимости (они предоставляются стороной-владельцем для упрощения идентификации участка);
  • Сведения о формируемом обременении с указанием размеров объекта недвижимости или его частей, которых такое обременение коснётся;
  • Информация о том, в каких целях формируется обременение, а также на какой срок оно будет установлено;
  • Порядок расчетов за использование сервитута между сторонами соглашения (если установление такой платы было определено при формировании договоренностей).

К тексту договора могут быть составлены приложения, в которые включаются:

  • Кадастровые документы на участок (они позволяют не только полностью идентифицировать конкретный надел, но и установить тот масштаб обременения, который будет установлен);
  • Схема и описание порядка эксплуатации земельного участка в форме его обременения (то есть указание на плане участка той территории, которая будет использоваться заинтересованным в сервитуте лицом, а также расшифровка того порядка использования, который стороны договорились установить);
  • Расчёт стоимости сервитута (в виде конкретной математической формулы или в виде отчета об оценке сервитута, подготовленного специалистами специально аккредитованных для этого организаций).

Когда и как надо заключать

Заключение договора сервитута должно происходить сразу же после достижения всех необходимых договоренностей.

Однако, в том случае, если земля находится в собственности у государства, срок составления такого договора может существенно увеличиться, так как срок рассмотрения поданного заявления на установление сервитута составляет не менее 21 дня с момента регистрации такого заявления.

Заключение договора сервитута может осуществляться только в письменном виде, так как условия, зафиксированные в тексте этого соглашения, должны быть подтверждаемых в любой момент, когда возникнет различные споры.

После заключения договора сервитута он должен быть зарегистрирован в соответствующих органах.

Порядок действий с договором

После официального подписания заключенного соглашения об установлении сервитута документ должен пройти процедуру официальной регистрации. Однако, говорить о том, что регистрируется сам договор, неправильно, так как с 1 марта 2013 года регистрация именно этих документов происходить не должна.

Выдача свидетельства о регистрации сервитута осуществляется в территориальных подразделениях Росреестра по месту нахождения обремененного земельного участка.
Для того, чтобы такое свидетельство было получено всеми заинтересованными сторонами, в органы Росреестра необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление о регистрации сервитута, составленное от лица как владельца обремененного имущества, так и от инициатора установления сервитута, выступающего заинтересованным лицом;
  2. Договор сервитута, подписанный с обеих сторон, в трех экземплярах – по одному для каждой из сторон, и один остается в архиве Росреестра;
  3. Квитанция об оплате госпошлины за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость (сумма госпошлины для физических лиц составляет две тысячи рублей за каждое изменение информации в этом реестре).

Все документы принимаются у заявителей с обязательным составлением расписки, в тексте которой содержится опись всех предоставленных материалов, а также указывается информация о дате приема и регистрации заявления.

В том случае, если все документы оформлены надлежащим образом, заявление рассматривается в течение 21 дня с момента его регистрации в органах Росреестра, и по итогам такого рассмотрения обеим сторонам выдается свидетельство об установлении сервитута.

Договор сервитута представляет собой особое соглашение, в котором обязательно фиксируется то, на каких условиях и на какой срок устанавливается такое обременение.

Составление этого договора должно происходить только в письменном виде, а результат подписания такого документа должен быть официально зарегистрирован путем получения соответствующего свидетельства.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/dogovor-zemelnogo-servituta-zemelnogo-uchastka.html

Соглашение об установлении земельного сервитута

Публичный сервитут договор

   В нашей практике бывают случаи, когда собственник земельного участка обращается к нам с жалобой о том, что он не может пользоваться своим земельным участком, ввиду отсутствия прохода, либо проезда к участку.

   В подобных случаях, зачастую единственным решением является установление сервитута. В связи с этим, мы считаем необходимым помочь Вам разобраться, как заключить соглашение об установлении земельного сервитута.

ВНИМАНИЕ: наш юрист по установлению земельного сервитута в Екатеринбурге поможет Вам профессионально и в срок, задайте нам вопрос прямо сейчас!

Порядок установления частного земельного сервитута

   Частный сервитут устанавливается в интересах конкретного физического или юридического лица. 

Итак, частный сервитут может быть установлен:

  • По соглашению сторон, при этом соглашение должно быть оформлено в письменном виде
  • По решению суда

   Соглашение, либо решение суда об установлении земельного сервитута являются основанием для обязательной регистрации земельного сервитута в Росреестре.

   Поэтому, по достижении соглашения, либо по вступлению в законную силу решения суда, заинтересованная сторона обращается в Росреестр, либо МФЦ, для регистрации частного земельного сервитута.

ПОЛЕЗНО: читайте также как снять сервитут с земельного участка досрочно

Документы для установления сервитута на земельный участок

Итак, для регистрации частного сервитута требуются:

  • Соглашение об установлении сервитута/решение суда
  • Паспорт заявителя, либо паспорт и нотариальная доверенности представителя заявителя
  • Квитанция об уплате госпошлины (для физических лиц — 1500 рублей, для юридических — 6000 рублей)
  • Кадастровый паспорт земельного участка

Составление соглашения об установлении частного земельного сервитута

   В случае, если вы достигли согласия с собственником соседнего земельного участка, касательно вопроса об установлении земельного сервитута, то вам необходимо составить соответствующее соглашение.

Как составить соглашение о сервитуте, что же оно должно в себя включать:

  1. Дату и место заключения соглашения
  2. Предмет соглашения, т.е. указывается то, о чем составлено настоящее соглашение и для каких целей
  3. Объект соглашения, т.е. ссылка на данные земельного участка
  4. Срок действия соглашения
  5. Плата за сервитут
  6. Права и обязанности сторон соглашения
  7. Обязательства заинтересованного в установлении сервитута лица, привести земельный участок, на который устанавливается сервитут, в соответствие с разрешенным видом использования, по окончании срока действия соглашения
  8. Иные условия, не противоречащие действующему законодательству РФ

ПОЛЕЗНО: читайте как составить исковое об установлении сервитута на землю, если не удается договориться добровольно

Срок установления сервитута на земельный участок

   Срок установления частного сервитута на земельный участок законодательством не ограничен. Тем не менее, он должен быть разумным и обоснованным.

Прежде всего, принципы разумности и обоснованности должны соблюдаться при подаче искового заявления, т.е. в случае, если по-хорошему с соседом договориться не удалось.

В случае завышения своих требований, суд может отказать вам иске и вы навсегда утратите возможность установить сервитут.

   Поэтому наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» советует Вам подходит к такому вопросу ответственно, не злоупотребляя своими правами.

   В случае установления публичного сервитута, законодательством введены дополнительные условия, так, в случае если по ходатайству заявитель просит установить публичный сервитут менее чем на 3 года, то необходимость проведения кадастровых работ отсутствует.

Образец соглашение об установлении земельного сервитута

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок

г. Екатеринбург                                                                                       15 мая 2020 года

   Иванов Иван Иванович, именуемый далее «Собственник», с одной стороны, и Петров Петр Петрович, именуемый далее «Пользователь», с другой стороны, совместно именные стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем,

(сторонами подобных соглашений могут быть не только физлица, но и юрлица. В отношении сторон юрлиц необходимо указывать полное наименование организации, ФИО представителя и на основании чего действует представитель)

 1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

  • 1.1. Собственник предоставляет Пользователю для обеспечения прохода право ограниченного пользования (далее – сервитут) земельным участком, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мира, 56 с кадастровым номером 66:66:675847:280.

(об объекте, которым разрешает собственник ограниченно пользоваться, следует как можно подробнее указать информацию, а именно, площадь объекта, иные характеристики (при наличии). Кроме того, необходимо указать, для каких целей предоставляется сервитут)

   Предоставляемый собственником земельный участок для установления сервитута принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРЮЛ от 14.06.2018.

(если право собственности подтверждается свидетельством, то необходимо указать номер и дату свидетельства)

   Сервитут устанавливается в интересах Пользователя, являющего собственником соседнего земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мира, 54, с кадастровым номером 66:66:675876:270.

(об объекте Пользователя также необходимо указать как можно более подробную информацию для его идентификации)

   Право собственности Пользователя на земельный участок подтверждается записью в ЕГРЮЛ от 15.08.2012.

(если право собственности подтверждается свидетельством, то необходимо указать номер и дату свидетельства)

  • 1.2. Границы (сфера действия) сервитута определены схемой, являющейся приложением к настоящему соглашению и будут подтверждены Выпиской из ЕГРЮЛ после регистрации сервитута в ЕГРЮЛ.

(если границы сервитута будут определены иным документом, на данный документ необходимо сделать ссылку)

   Ограниченное пользование Пользователем земельным участком Собственника осуществляется строго в определенных границах.

  • 1.3. Сервитут устанавливается бессрочно.

(сервитут может устанавливаться на какой-то определенный срок, который необходимо прописать в соглашении)

  • 1.4. Пользователь имеет право беспрепятственно в любое время суток осуществлять проход через земельный участок Собственника.

(соглашением сторон может быть определенно только какое-то конкретное время, когда Пользователь может проходить через участок Собственника)

  • 1.5. Обременение участка сервитутом не лишает Собственника права владения, пользования и распоряжения участком.
  • 1.6. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРЮЛ.

(госрегистрация сервитута является важным моментом, поскольку в случае распоряжения Собственником объектом недвижимости, новый собственник должен знать о наличии обременений в отношении приобретаемого им объекта)

   Обязанность по подаче документов для регистрации сервитута лежит на Пользователе.

(обязанность по регистрации может быть возложена на обе Стороны или на Собственника, зависит от договоренностей Сторон)

   Расходы по государственной регистрации сервитута несет Пользователь.

(расходы по госрегистрации могут нести обе стороны или Собственник)

ПОЛЕЗНО

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/soglashenie-ob-ustanovlenii-zemelnogo-servituta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.