Ширина сервитута для водопровода

Содержание

Сервитуты для строительства трубопровода

Ширина сервитута для водопровода

Несколько новых интересных решений Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по поводу установления частного сервитута для строительства трубопровода.

Во всех случаях с иском об установлении сервитута обращалось акционерное общество «Транснефть-Приволга». Общество осуществляет строительство магистрального нефтепродуктопровода.

Предварительно в установленном порядке согласовано место размещения нефтепродуктопровода и утвержден акт о выборе земельных участков.

1. Общество обратилось в АС Краснодарского края с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства об установлении сервитута на часть земельного участка для строительства магистрального нефтепродуктопровода на срок 11 месяцев с установлением соразмерной платы за пользование земельным участком в размере 112 825 рублей 41 копейки.

Земельный участок включен в зону строительства. Соглашение о сервитуте стороны не заключили. Суды пришли к выводу о том, что общество вправе требовать от главы хозяйства как собственника земельного участка, через который запланировано прохождение линейного объекта предоставления права ограниченного пользования этим участком (сервитут).

АС округа отметил, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства (в том числе проект строительства, акт выбора земельного участка, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации), судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что в целях реализации проекта строительства объектов трубопроводного транспорта истцу необходимо предоставить право ограниченного пользования земельным участком ответчика. Выводы судов в указанной части соответствуют статье 90 Земельного кодекса, абзацу второму пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса и содержанию представленных в дело доказательств (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2016 № Ф08-1894/2016).

2. Общество обратилось в АСКК с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства об установлении сервитута на часть земельного участка для строительства линейного объекта  на срок 11 месяцев с установлением платы за пользование земельным участком в размере 26 497 рублей 80 копеек.

Требования удовлетворены по тем же основаниям, что и в первом деле. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что в целях реализации проекта строительства объектов трубопроводного транспорта истцу необходимо предоставить право ограниченного пользования земельным участком ответчика.

АС округа дополнительно отметил, что сервитут обеспечивает стабильность положения истца, поскольку он становится носителем вещного права на чужой земельный участок, равно обеспечивает информированность всех третьих лиц (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.

2016 № Ф08-1731/2016).

3. Общество подало в АСКК иск к главе крестьянского (фермерского) хозяйства об установлении сервитута на часть земельного участка. Сторонами предпринимались попытки заключения договора аренды части земельного участка, не приведшие к желаемому результату.

Общество направило главе хозяйства предложение о передаче на правах сервитута необходимой для строительства линейного объекта части земельного участка. Отсутствие со стороны главы хозяйства какого-либо реагирования на предложение общества послужило основанием обращения последнего в арбитражный суд.

Установив и оценив нужды, на удовлетворение которых направлено установление сервитута, признав обоснованными и целесообразными проектирование и строительство трубопровода на части принадлежащего главе хозяйства земельного участка, учтя планируемые прокладку линейного объекта в существующем техническом коридоре коммуникаций и транспортировку нефтепродуктов по нему существующими и находящимися в собственности общества нефтеперекачивающими станциями, исключающие строительство дополнительных наземных объектов, приняв во внимание заключение обществом с пользователями смежных с земельным участком главы хозяйства земельными участками соответствующих договоров аренды, исключив вероятные увеличение потерь сельхозпроизводства в результате обхода земельного участка и пересечение большого количества коммуникаций, суд первой инстанции счел возможным установление сервитута на одиннадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Такой срок признан достаточным для выполнения на части земельного участка строительно-монтажных работ по строительству участка трубопровода, имеющего незначительную протяженность относительно общей протяженности магистрального нефтепродуктопровода (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.2016 № Ф08-1551/2016).
 

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/6/10/servituty_dlya_stroitelstva_gazoprovoda

Как оформить сервитут?

Ширина сервитута для водопровода

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.

Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.

В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия ;
  • размер платы;
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  • вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
  • Государственная пошлина составит:

    • для юридических лиц – 6 000 руб.;
    • для физических – 1 500 руб.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
    • соглашение либо решение суда.

    Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

    1. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
    2. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
    3. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно сгосударственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой планна образование части земельного участка).
    4. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории. 

    Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом!

    Вам также может быть интересно:

    Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

    Оплатить государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимость: что важно знать?

    Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-ustanovit-servitut/

    Водный сервитут и особенности его установления

    Ширина сервитута для водопровода

    Отрасль сервитутного права берет начало от древнеримских юристов. Дословно с латыни определение «сервитут» транслируется, как «подчинение» или «обязанность». В современной трактовке под термином следует понимать неполное право пользования чужой недвижимостью.

    Именно поэтому сервитут считается обременением.

    В далекие времена оно было связано с необходимостью проехать или пройти пешком через чужие владения. Сегодняшняя необходимость связана с активным строительным бумом в частном секторе. Речь не только о земельных владениях, но и о других жизненно важных ресурсах (лес, вода и т д.).

    Водный сервитут

    Это своего рода компромисс для всеобщего блага. Под водным объектом следует понимать природный или искусственный источник воды (водоем, водоток и т. д.). Он может быть постоянным или временным, но в законодательном смысле должен обладать признаками и формами водного режима:

    • ледники;
    • родники, гейзеры;
    • болото;
    • подземные воды;
    • моря и их отдельные части;
    • реки, каналы, ручьи;
    • водоемы.

    Распространенная ситуация, когда такой водный объект оказывается на частной территории.

    Тогда встает вопрос об общественном интересе — как добраться до источника воды через частные владения?

    По факту собственник объекта дает частичное необходимое право пользования третьим лицам.

    Законодательный ракурс

    Любые правовые действия, связанные с водными объектами прописаны в Водном Кодексе. А вопросы частной собственности — ГК РФ.

    Поскольку в вопросе использования водных ресурсов часто затрагиваются общественные и государственные интересы, то эту область также регулирую ФЗ и локальные нормативные акты.

    Каким именно правовым сводом руководствоваться в том или ином случае, во многом зависит от вида водного обременения.

    Виды

    В сервитутном праве выделяют две формы водного «обременения»:

    • Публичный водный сервитут. Каждый гражданин вправе пользоваться водными объектами общего пользования. Один субъект договора — владелец водного объекта. Другой — неограниченный круг посторонних лиц, обладающих правом общего водопользования. Такая форма сервитута стоит на страже общественных и государственных интересов. Он устанавливается на основании ФЗ.
    • Частный водный сервитут. Собственник, обладающий долгосрочным/краткосрочным правом пользования, ограничивается в своих правах в интересах третьих заинтересованных лиц. Договоренность достигается добровольно или в ходе судебного разбирательства. Субъектами договора могут быть исключительно водопользователи. В этом случае сервитут защищает частные интересы.

    Цели

    Цели установления частного и публичного водного ограничения связаны с этой необходимостью:

    • водопой для скота;
    • прогон животных на выпас;
    • забор воды без помощи инженерных сооружений и устройств;
    • применение водных объектов для мелкого судоходства (паромы, лодки и т. д.).

    Также закон позволяет установление водного сервитута по другим причинам, непротиворечащим закону. В любом случае должно быть объективная и доказанная необходимость для установления сервитута.

    Объект

    Водный сервитут занимает особое положение среди обременений на землю, потому что водные объекты располагаются на земельных участках.

    Также имеет значение, к какой категории он относится — является ли общественным или частным.

    Чаще всего на практике речь идет о публичных местах водопользования.

    Особенности

    Наложение водного обременения не означает, что владелец лишается прав собственности или пользования данным объектом. Водное обременение переходит при смене собственника, так он охраняется законом.

    Обременение само по себе не может покупаться и продаваться, быть заложено или переходить другим лицам без законного основания.

    Пользователь водным объектом, на который наложено обременение, имеет право обратиться в суд для его снятия, если причина установления водного сервитута перестала быть актуальной.

    Право пользования продляется по желанию водопользователя в утвержденном порядке. Стоит отметить, что изменение местоположения водного источника (например, речное русло отклонилось) не влечет за собой автоматическое прекращение водного сервитута.

    Нюансы частного и публичного сервитута

    Как говорилось ранее, публичный сервитут призван удовлетворять общественные и государственные нужды, а частный — удовлетворяет интересы отдельного водопользователя.

    При частном водном сервитуте владелец водного объекта имеет право брать плату за пользование имуществом с третьих лиц. Такой пункт предусмотрен соответствующим договором. При публичной форме об оплате речь не идет. Но если основному водопользователю был нанесен ущерб в ходе соблюдения публичного сервитута, он должен быть возмещен. Такая мера заложена в законе.

    Частный сервитут достигается обоюдной договоренностью заинтересованных сторон. Если договориться не удается, дело решает суд. Иск подает гражданин, нуждающийся в установлении водного сервитута. Публичное обременение устанавливается федеральным законодательством. Для осуществления водных сервитутов не нужна лицензия на водопользование.

    Алгоритм обременения

    Разберем алгоритм установления водного обременения на распространенном случае. Например, на частной территории расположен водный объект – источник воды. Тогда водопользователям необходимо право пройти и воспользоваться «оазисом» на частной территории.

    Публичный случай

    Допустим, что водный объект относится к публичной категории. В этом случае прочие водопользователи имеют на него все права. Для законного пользования им требуется лишь выразить свою общественную волю и установить водный сервитут на частную территорию. Это позволяет им сделать ФЗ и локальные акты.

    Жители должны обратиться в местные орган власти с соответствующим заявлением. По его факту будут проведены общественные слушания и вынесено окончательное решение. Оно будет закреплено в соответствующем документе и официально зарегистрировано. С указанной даты публичная форма обременения вступает в свои права.

    Частный случай

    Частный случай основывается на требовании третьих лиц предоставить им частичное право пользования конкретным объектом. Под защитой не общественный интерес, а частный. В этом случае ограниченный круг лиц должен обратиться с просьбой к собственнику.

    Далее может быть два пути развития событий:

    Обоюдное согласие

    Собственник соглашается с условиями и устанавливает свою стоимость за предоставленные третьим лицам права пользования. Все нюансы прописываются в договоре.

    Он подписывается сторонами и регистрируется в уполномоченных органах. Только после этого водный сервитут становится легальным.

    Стоит отметить, что в договоре также прописываются сроки установления сервитута (срочный договор), в противном случае он будет считаться бессрочным.

    Судебное решение

    Если стороны не могут договориться мирно, то дело рассматривает суд. С исковым заявлением должно обратиться лицо, требующее установление частного водного сервитута. Суд рассмотрит объективные основания для установления обременения, а также адекватность расценок, предлагаемых собственником за сервитут. На основании вынесенного судебного решения устанавливается водный сервитут.

    Независимо от случая, частного или публичного, не должны нарушаться права собственника и основного водопользователя. Он может защищать свои имущественные права в суде и требовать снятия водного обременения.

    Водный сервитут как категория земельного обременения несет те же функции – соблюдение баланса между частным интересом и общественными нуждами. Только объектом компромисса выступают водные ресурсы.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/vodnyj.html

    Установка сервитутов в отношении линейных объектов. Проблемы поиска необременительных методов размещения

    Ширина сервитута для водопровода

    Для улучшения нормативно-правовой базы при установлении сервитутов с целью возведения и эксплуатации линейных сооружений есть объективные предпосылки, которым в действующем Законодательстве уделяется недостаточно внимания.

    Подробные примеры расчета “обычного” сервитута приведены в основной статье.

    Основная причина сложившейся ситуации – специфический характер такой недвижимости как линейные объекты, которые отличаются неделимостью и сложностью.  

    На сегодняшний день инфраструктура (такая как социальная, или производственная) не может развиваться, если нет достаточного количества линейных сооружений.

    Как и в других общественно-правовых отношениях, для регулирования вопросов обеспечения энергией, передачи продукции и сырья, необходимо всестороннее регулирование и установление прозрачных требований участникам таких правоотношений.

    Ведь именно это в результате определяет, насколько они удовлетворены и может ли развиваться экономика. И что еще более важно, это объекты стратегического значения, которые необходимы для функционирования всего государства.

    Одним из важнейших практических вопросов является необходимость в сервитуте в случае, когда возникает проблемная ситуация, а также наличие альтернативных способов ее разрешения. Если без сервитута все-таки не обойтись, он должен быть установлен с минимальным обременением для земельного участка, на котором устанавливается.  

    Очевидно, что не представляется возможным охватить все варианты установления сервитута, который был бы наименее обременительным. Но вполне возможно закрепить ключевые принципы и базовые требования, которые следует выполнять.  

    В статье 23 Земельного Кодекса РФ можно определить критерии наименее обременительного публичного сервитута, установив ограничения на возведение линейных объектов на землях водного и лесного фондов, сельскохозяйственного назначения, территориях с особым режимом охраны, а также на землях запаса.

    Главное основание для принятия решения об установлении сервитута – не должно быть иных вариантов. Причем размещение сервитута следует производить исключительно вдоль дорог и в пределах полей севооборотов в случае исчерпания других вариантов.

    Еще одно ключевое правило – должно соблюдаться требование минимизации отрицательного влияния на окружающую среду.

    Если не удается прийти к соглашению по установлению частного сервитута, либо его условий, лицо, требующее его установления, обращается с иском в суд, по решению которого и производится соответствующая операция. 

    При этом обязательства по доказательству того обстоятельства, что недвижимость невозможно нормально эксплуатировать, либо невозможно установить сервитут без включения в договор соответствующего условия, ложатся на истца. 

    Обязательное условие для установления сервитута – отсутствие возможности для обеспечения интересов истца другим способом.

    Примечателен такой случай из практики.

    Истец предъявил требование об установление сервитута, в рамках которого он получил бы возможность использовать принадлежащие ответчику коммуникации, которые предназначались для обслуживания сооружения.

    Суд удовлетворил иск, мотивируя свое решение тем, что в случае отсутствия в помещениях истца канализации, прекращения водо- и теплоснабжения – он не сможет их эксплуатировать, а это является нарушением его прав как собственника. 

    В пункте 1 статьи 274 Гражданского Кодекса прямо прописана возможность прокладывать трубопроводы, линии связи и электропередачи, а собственник недвижимого имущества наделяется правом выступить с требованием установить частный сервитут.

    Однако при практическом применении этой нормы возникает вопрос, что следует брать за основу, если потенциальный сервитуарий может реализовать свои права одним способом, то есть через сервитут, но при этом его можно установить в отношении кого-то из нескольких соседей, владеющих недвижимостью.

    Проиллюстрируем эту проблему. Заявление компании Т. об установлении сервитута было удовлетворено судом, вследствие чего предоставлена возможность проезжать по железнодорожным путям, принадлежащим компании Н.

    При этом вагоны можно было подавать с путей, пребывающих в федеральной собственности, на принадлежащий истцу подъездной путь несколькими маршрутами через подъездные пути компаний Н. и К. Именно этот факт ответчик привел в качестве довода в своей кассационной жалобе.

    В этом случае необходимо решить, имущество какого из собственников будет обременено существеннее. У суда, к сожалению, нет возможности сравнить степени подобного обременения.

    Оценка сервитутов линейных объектов

    Крайне важным вопросом с точки зрения правоприменительной практики является также оценка сервитута линейных объектов. Публичный и частный сервитуты отличаются по такой характеристике как платность. 

    Например, энергетические компании должны в своей деятельности руководствоваться тарифным Законодательством. Поэтому для них практически невозможно проводить мероприятия по межеванию участков земли, регистрации линейных объектов и прав, вытекающих из сервитута. И если даже предусмотреть такую возможность, все расходы будут нести обычные потребители в виде повышения цен на энергоресурсы.

    Как и в Гражданском Кодексе (п. 5 ст. 274), в Земельном (п.6 ст.23) зафиксировано право собственника участка, в отношении которого действует частный сервитут, на получение соразмерной платы. То есть на возмещение своих расходов за счет лиц, в пользу которых это обременение установлено. 

    В упомянутых нормах указано также, что иное может предусматриваться федеральным законом. Таким образом, не исключается возможность установления сервитута на бесплатной основе и возникновение ситуаций, когда определить размер платы владельцу земли невозможно. Но на сегодня таких норм в Законодательстве нет.

    Определение платы за использование недвижимости в рамках сервитута – это право собственника участка или лица, владеющего им на других законных основаниях, и именно он является инициатором реализации этого права.

    При этом даже в случае установлении бесплатного сервитута право на возмещение расходов может быть реализовано в силу неотторгаемости.

    В связи с этим сомнительной видится позиция правоведов, считающих, что отечественный сервитут отличается от предусмотренного в римском праве своей возмездностью.

    С одной стороны  – цена является существенным условием, и при ее отсутствии возмездный договор не может быть исполнен. В ст. 423 Гражданского Кодекса устанавливается презумпция возмездности договора гражданско-правого характера, которая применяется и к условию рассматриваемого договора о цене.

    С другой стороны  – в договоре об установлении сервитута существенным условием является именно возмездность, а не размер платы. Это подтверждается практикой рассмотрения дел в арбитраже.

    Как считают суды, предусмотренное право владельца земли требовать плату не обусловлено наличием в соглашении об установлении сервитута условия об оплате. Наряду с частным и публичный сервитут характеризуется возмездностью.

    И в том, и в другом случае возможности собственника реализовывать свои права ограничены. Когда 3е лицо начинает пользоваться его имуществом, это приводит к повышению расходов на содержание.

    Исходя из содержания Законодательства, это оценочная величина, так как каждый раз определяется по разным критериям.

      Применение сервитутов практикуется в разных регионах России, и плату за них можно рассчитать на основе цены, которая традиционно взимается при ограниченном использовании недвижимости.

    Примечательно, что при внесении информации о сервитуте в ЕГРП среди обязательных данных нет величины платы за сервитут. 

    Все это позволяет сделать вывод о необходимости толкования такого понятия как «соразмерная плата».

    По частному сервитуту можно определять любую плату, но в случае с публичным такой свободы нет, так как для государственных структур и органов местного самоуправления действуют ограничения.

    Поэтому требуется фиксация на уровне государства базовых критериев определения платы при установлении сервитута. Публичные структуры будут ими руководствоваться и только корректировать с учетом специальных коэффициентов.

    Федеральная служба земельного кадастра еще 17 марта 2004 года утвердила методические рекомендации по расчету оплаты за сервитут, но они не прошли регистрацию и не публиковались.

    В этих рекомендациях предусмотрено, что может происходить единовременная оплата сервитута или частями на протяжении срока его действия.

    Какой из вариантов выбрать, определяется в соглашении, судебном решении или нормативно-правовом акте, на основании которого устанавливается сервитут.

    Плательщиками являются такие субъекты:

    • лицо, в интересах которого установлен сервитут – если он частный;
    • органы власти или местного самоуправления – когда устанавливается публичный сервитут.

    Плата, взимаемая за сервитут, включает в себя такие составляющие:

    • эквивалент реально причиненного ущерба без того, который связан с необходимостью досрочно прекратить обязательства перед сторонними лицами;
    • упущенная выгода, кроме причиненной по вышеупомянутой причине;
    • убытки, причиненные владельцу участка из-за досрочной остановки выполнения обязательств. 

    Размер платы может оказаться отрицательным, и тогда собственник не может требовать каких-либо возмещений. При увеличении стоимости недвижимости благодаря сервитуту плата за него определяется с учетом расходов собственника, которые он несет в связи с обременением. 

    Плата должна быть эквивалентна убыткам собственника участка на протяжении всего времени, на которое установлен сервитут.

    Конкретную сумму можно определить, руководствуясь правилами, утвержденными законодательством об оценочной деятельности.

    При этом, при использовании вышеупомянутых рекомендаций была бы возможность не только определять соразмерную плату, но и выявлять, какие из способов размещения линейных объектов менее обременительны.

    Ущерб собственнику незастроенного участка определяется как разница между его рыночной стоимостью с учетом возникших из-за сервитута ограничений и без них. Руководствуясь результатами, полученными по такой методике, суды могли бы без труда определять, какой участок будет менее обременен.

    А собственник смог бы аргументировать требование определенной суммы возмещения.

    При этом, расчет в рамках такой методики произвести практически невозможно – кто-то видел объявления на рынке с предложением продать участок с сервитутом? Его стоимость сильно отличается от “базового варианта”?

    В рекомендациях отдельно рассматривается вопрос упущенной выгоды, то есть недополученной из-за установления сервитута прибыли. Она определяется посредством дисконтирования потенциальных доходов, которые могли быть получены, если бы не нарушались права.

    Если из-за публичного сервитута собственник не может пользоваться участком, он имеет право требовать от соответствующих органов изъять эту недвижимость с возмещением ущерба или предоставлением аналогичного участка. Таким образом, происходит изъятие имущества для муниципальных или государственных нужд за счет бюджетных средств.

    Подписывается соглашение, проводится оценка, после чего орган власти изымает участок.

    Чтобы обеспечить эффективную защиту права собственности, необходимо зафиксировать на законодательном уровне вопрос оплаты сервитутов разных видов. При этом следует закрепить, что все публичные сервитуты должны быть возмездными, а при серьезных сложностях с использованием участка должна повышаться оплата. 

    Важно помнить, что плата за сервитут – это не получение прибыли от предпринимательской деятельности, а только компенсация. Методики определения оплаты не должны использоваться вслепую, иначе будет нарушен принцип ее соразмерности.

    Вопрос-ответ

    Вопрос: “Какие линейные объекты могут размещаться на условиях сервитута?”

    Ответ:Сервитут является вынужденной мерой, то есть, когда иначе поступить по Закону нет возможности, но это необходимо для соблюдения прав. Поэтому все линейные объекты могут быть размещены на условиях сервитута, если такая необходимость есть. Другое дело в разграничении самого сервитута, он может быть публичный, а может быть частный. 

    В статье 274 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что собственник земельного участка может заключить соглашение о сервитуте и получать соразмерную плату за обременение.

    Однако, если собственник не согласится на условия обременения, все разногласия разрешаются в судебном порядке. В этой же статье как раз и приведены данные о том, что через частные земельные участки могут проходить линейные объекты.

    То есть нет отдельного указания на конкретные объекты, значит, подразумеваются все линейные объекты. 

    Также статья 39.37 ЗК РФ прописывает цели установления публичного сервитута. Поэтому рекомендуем в каждом случае детально определять исходные данные.

    Стоимость услуг

    Стоимость работ
    Оценка сервитута (право временного прохода и проезда, право пользования)от 20 000 Р4-5 дней

    Необходимые документы

    • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или Свидетельство о государственной регистрации права;
    • Кадастровый паспорт земельного участка;
    • Договор купли-продажи участка (при наличии);
    • Схема части земельного участка в отношении которой устанавливается сервитут;
    • Данные о площади сервитута.

    Количество показов: 2850

    29.04.2020

    Источник: https://ce-na.ru/articles/o-nedvizhimosti/servitut-v-otnoshenii-lineynykh-obektov-gazoprovod-lep-i-drugikh/

    Нормы отвода земель для водопровода и канализации: ширина полосы

    Ширина сервитута для водопровода

    При составлении проекта коммуникаций для частного или многоквартирного дома необходимо учитывать нормы отвода земель для водопровода и канализации. Это документ, определяющий допустимые расстояния от магистральных или местных трубопроводов до других объектов, сетей, элементов благоустройства.

    Кроме того, существуют нормативы по ширине охранной зоны для трубопроводов сетей подач воды и канализации. Они регулируют распределение площади участка, выделенного под строительство зданий или сооружений. Нормативы позволяют избежать ошибок при определении трассы для коммуникаций, обеспечивают правильную и экономичную прокладку сетей.

    Для чего нужны нормы отвода

                Сети водоснабжения и водоотведения представляют собой систему трубопроводов, по которым происходит подача воды и удаление стоков. Укладка этих линий производится в траншеи, для чего во время строительства приходится производить объемные земляные работы.

    Площадь участка оказывается занята вынутым грунтом и самими гнездами под трубы и сооружения (колодцы, камеры переключения водопроводных линий). Каждая полоса отвода для строительства канализации или водопровода устанавливает место‚ на которой будут производиться работы.

    Перед началом работ надо распределитьплощадь участка. Следует определить контуры траншей, места временногоскладирования грунта, других материалов. Для перемещения кранов требуетсямонтаж рельсов.

    Если не распределить площадку наиболее рациональным способом,упадет скорость и эффективность строительства. Нельзя препятствовать подходустроительной техники, подвозу материалов, укладке коммуникаций.

    В противномслучае строительство окажется парализованным — выполнение одни действийбудет препятствовать другим работам.

                Необходимоучесть, что ширина полосыотвода для канализации или водоводов не является расчетной величиной.Это табличное значение‚ принимаемое в соответствии с действующими правилами. Размерыполос зависят от количества и размеров труб, глубины укладки.

    Помимо этого,учитывается материал каналов, принимается во внимание назначение земель, накоторых ведутся работы. Например, для участков С/Х назначения ширина полосбольше, чем для земель, непригодных к выращиванию растений. Это различие вызванонеобходимостью снятия и последующего восстановления плодородного слоя.

    Придетсязадействовать землеройную технику, что требует дополнительных площадей.

    Документация

                Основной (иединственный) документ, определяющий размеры трасс при прокладке сетей — этоСН 456-73. Это сборник строительных норм, принятый еще во времена СССР.

    Однако,его используют до сих пор, поскольку ничего лучше пока не разработано.Положения и требования этого документа актуальны и сегодня.

    На него ссылаются,когда рассчитываются водопровод и канализация, отвод земель под трубопроводы и колодцы.

    Нормативы определяют не толькоразмеры, но и длительность действия нормативов. Например, для магистралей илиместных линий нормы действительны только на период строительства, а дляколодцев или камер переключения магистральных водоводов — бессрочно.

    Этопринципиальный момент, поскольку магистрали уложены под землей, не имеют выходна поверхность. Поэтому, после засыпки пазух траншей, участок земли становитсяпригодным для благоустройства, укладки дорожного покрытия, строительства легкихсооружений без фундамента.

    Колодцы и камеры переключения являются стационарнымиэлементами сетей, выходящими на поверхность грунта. Они нуждаются в отведенииохранных зон.

    Кроме того, в СН определяются нормы отведения земель в зависимости от количества, размера трубопроводов, а также в зависимости от глубины укладки труб в грунт.

    Чем больше глубина траншеи, тем шире полоса отвода для канализации или водопровода. При этом, необходимо соблюдать земельное законодательство РФ.

    Если принимаемые контуры полос вступают в противоречие законодательным нормам, их придется корректировать или переносить в другое место.

    Также читайте: Расстояние от газопровода до колодца канализации — особенности прокладки, правила, обзор

    Нормативы для частного домостроения

                Справочник СН456-73 рассматривает только магистральные линии и коллекторы. Он не относится кучасткам, выделенным под ИЖС. Выполнить требования СН 456-73 и соблюсти нормы отвода канализациии водопровода в условиях частного домостроения невозможно, поскольку размерыполос под магистрали слишком велики. Кроме того, величина участков зависит отнескольких факторов:

    • регион, в котором производится строительство;
    • плотность застройки;
    • наличие санитарных или охранных зон;
    • грунтовые условия.

    Кроме этого, учитываются другие факторы:

    • спрос на участки;
    • количество свободных земель;
    • порядок заселения площадей;
    • общее развитие региона, потребности, уровеньжизни населения.

    Исходя из этих факторов, размеры участков принимаются органами местного самоуправления. Поэтому, стандарта в этом вопросе не существует. Минимальный размер — 3 сотки, максимум может достигать нескольких десятков гектаров. Использовать в таких условиях один и тот же нормативный документ невозможно.

    Нормы отвода земли для локальной канализации невозможно определить, поскольку вся система расположена на площади участка, за его пределы не выходит. Поэтому, в таких случаях рассматриваются лишь допустимые расстояния до построек, объектов подачи питьевой воды, других сооружений или элементов инфраструктуры.

    По местным линиям подачи воды нормативы более мягкие, но к системам водоотведения или утилизации предъявляются весьма жесткие требования. Это обусловлено спецификой работы автономных очистных сооружений, их потенциальной опасностью для питьевых скважин или колодцев.

    При этом, строительство частных систем ведется в рамках одного участка, поэтому использование стандартных нормативов становится нецелесообразным. Единственным условием становится соблюдение расстояний до объектов, сооружений, а также правильный монтаж емкостей, труб.

    обзор:

    Всё полезное о канализации — gidkanal.ru 

    GidKanal | Яндекс Дзен

    Источник: https://gidkanal.ru/normy-otvoda-zemel-dlya-vodoprovoda-i-kanalizatsii-normativy-dlya-chastnogo-stroitelstva/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.