Виды помещений магазина

Способы планировки торгового зала

Виды помещений магазина

Китайские эксперты по технологиям продаж вследствие проведенного исследования пришли к выводу, что различные площади в торговом зале совершенно неравноценны с точки зрения своего объема продаж. Чем глубже покупатель погружается в бесконечные ряды магазина, тем больше уменьшается значимость и вероятность покупки других товаров.

Начальная зона торгового зала позволяет реализовать более чем 50 % всего оборота магазина. Средняя и дальняя зоны дают соответственно 20 % и 10% продаж. Поэтому планировка и расположение товаром в магазине является ключевым понятием в искусстве мерчендайзинга.

Собственно говоря, планировка и прибыль являются неразрывными понятиями. Современные торговые технологии имеют множество вариантов и концепций оформления и планировки торговых площадей, однако каждый магазин имею свою индивидуальность, поэтому нижеприведенные описания и рекомендации будут состоять из самых общих правил и закономерностей

Первым принципом для следования при планировке торгового зала является комплексный подход, подразумевающий такие факторы, как:

  • – позиционирование и общая концепция торгового предприятия
  • – ориентирование на определенную целевую аудиторию потребителей
  • – общий дизайн магазина
  • – возможность проведения дополнительных мероприятий, направленных на быстрый сбыт товара.

Следующий базовый принцип планировки магазина — максимально возможное увеличение площади торгового зала, в частности, например, за счет использования современных систем контроля за товарными запасами и управления ими, или же за счет вынесения некоторой части тех­нологических операций и работ за пределы магазина.

Основной же задачей правильной планировки при этом является побуждения покупателя к обходу всего магазина, чтобы он мог рассмотреть весь товар и сделать покупку. Искусство мерчандайзинга именно и состоит в том, чтобы, учитывая специализацию, размеры и место расположения магазина, определить, какую технологию планировки следует использовать.

Планировка магазина в большой мере определяется количеством и принципами размещения отделов в торговом зале. При планировании расположения отделов, как правило, сле­дует учитывать следующие факторы:

·удобство работы для торгового персонала;

·рентабельность;

·возможность предотвращения хищений;

·удобство для покупателей в процессе перемещения их по торговому залу и при просмотре товаров;

·специфические свойства товара и степень привлекательнос­ти его внешнего вида;

·сложившиеся традиции и др.

Рас­пределение торговой площади магазина на секции направлено на формирование маршрута движения покупателей. Планировка торгового зала всегда самая разнообразная и часто не зависит от желаний и предпочтений самого торговца.

В идеальном случае торговый зал дол­жен иметь круглую или квадратную форму.

Однако, на практике удобной и достаточно эффективной формой для продажи товаров и обслуживания покупателей является прямоугольник с соотношением сторон 2:3 или 1:2 при высоте торгового зала не менее 3,3 м.

Как показали многочисленные исследования, более «вытянутые» торговые помещения существенно снижают эффектив­ность продаж и ослабляют личную мотивацию покупателей к совершению покупок.

Общепризнанным фактом является постулат, что в торговом зале, имеющем оптимальную форму, отношение его периметра к площади должностремиться к минимальному значению.

Реали­зация данного принципа в процессе проектирования розничного торгового предприятия даст возможность в дальнейшем уменьшить изде­ржки, ускорить процесс продвижения покупателей по торговому залу и улучшить психологическую атмосферу во время совершения покупок.

В процессе планировки особое внимание следует уделить формированию так называемого «золотого треугольника», зоны торгового зала, наиболее часто посещаемой клиентами заведения. Его формирование обусловлено физиологическими особенностями покупателей, то есть формированием «петли» движения против часовой стрелки и местом расположения точек, наиболее значимых с точки зрения покупателей.

Дизайнеры и специалисты по мерчендайзингу различают несколько типов планировки торговых помещений: боксовую, смешанную, петлевую, линейную, произвольную.

Линейная планировка торгового зала – это размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. По этому же принципу выстраиваются и линии торгового оборудования, что обеспечивает хороший обзор всех стеллажей , витрин и вывесок.

Посетители не формируют толпу, а свободно путешествуют по торговому залу. Благодаря такой планировке формируются потоки передвижения покупателей и создаются хорошие условия для размещения товаров.

Изменяя длину линий, можно регулировать концентрацию покупателей в торговом зале.

Линейная планировка может быть четырех видов: продольная, поперечная, диагональная и смешанная.

Смешанная планировка торгового зала предполагает комбинирование продольного и поперечного размещения линий прилавков и витрин, и чаще всего используется в крупных магазинах самообслуживания. Также смешанная планировка учитывает линейные и боксовые элементы.

Островные горки, которые также используются при такой планировке, как правило разбивают проходами во избежание возникновения «пробок» из покупателей.

При этом идеальная длина горок должна составлять не более четырех метров у стен, трех метров в середине зала и двух метров в прикассовой зоне.

Боксовая планировка – простой вид планировки, при которой торговый зал разделяется на изолированные друг от друга отделы.

Планировка торгового зала «петля». Это универсальный способ расстановки торгового оборудования, который подходит практически для всех видов торговых помещений.

Он состоит в том, что по периметру стен торгового зала ставятся высокие стеллажи, а в центре устанавливают невысокое оборудование, что обеспечивает удобство передвижения посетителей и хороший обзор всех товаров.

Выставочная планировкаподразумевает размещение крупногабаритных товаров на специальном оборудовании по всему периметру зала, таким образом происходит как бы выставка товаров.

Свободная планировка зала – наиболее распространенный способ расстановки торгового оборудования, который заключается в размещении оборудования без определенной системы в соответствии с конкретной формой помещения.

Решетка – это такая планировка торгового зала, когда основу составляют длинные стеллажи, разделенные проходами.

Вариант планировки торгового зала«трек»(иногда его путают с «петлей») представляет собой один центральный проход, к которому ведут несколько входов в магазин. Таким образом, могут охватываться покупательскими потоками многочисленные «бутики» или сек­ции, входящие, например, в состав крупного торгового центра.

Одной из наиболее трудных задач при планировке торговых помещений является привлечение покупателей в угловые части торгового зала.

Покупатели всегда стремятся выпрямить углы и обычно не заходят в них, если только там не продаются особенно привлекательные товары.

Как решение такой проблемы эффективного использования угловой площади специалистами рекомендуется размещение там мелких отделов, сразу узнаваемых покупателем.

В типичных случаях покупатели начинают обход торгово­го зала с правого угла фасада и движутся по залу в направлении против часовой стрелки, поэтому правая стена торгового зала считается наиболее выигрышным участком. Это начало маршрута практически всех покупателей, поэтому в планировке размещения торгового оборудования именно правая стена занимает главное внимание.

В искусстве мерчендайзинга огромное количество нюансов и мелочей, учитывая которые, можно добиться наибольшего эффекта, стабильных продаж и постоянного роста посетителей.

Источник: https://pf-torg.ru/articles/sposoby-planirovki-torgovogo-zala/

Проектирование торгового зала магазина

Виды помещений магазина

Спланировать торговый зал является таким же важным шагом, как и постройка всего объекта. Прибыль организации будет зависеть от того, насколько правильно было расставлено оборудование и товар на его полках. Чтобы магазин приносил свои плоды, разрабатывать планировку и проектировать расположение всего оборудования нужно грамотно и профессионально.

Зачем магазину нужна правильная планировка? Опираясь на исследования мнений потребителей, важным пунктом удовлетворенности покупателя – быстрое ориентирование в торговом пространстве. Чтобы товар постоянно находился в обороте и не залеживался на полках, его стоит всего лишь правильно разместить на полках.

Чтобы покупатель оставлял в магазине больше денег и покупал больше товара, нужно разработать более длинный маршрут. Он будет влиять на время нахождения человека в магазине. Чем больше он ходит по магазину, тем больше товаров он положит себе в корзину. Слабые места в планировки должны отсутствовать, поэтому перед окончательным утверждением проконсультируйтесь со специалистами еще раз.

Важно определить нахождение ключевых отделов: овощной, хлебный, молочный, акционные товары.

Процесс планировки торгового зала

Торговым залом называют ту часть общей площади магазина, где размещают товар для осуществления продаж. Разработка планировки и устройства этого пространства должна проходить в соответствии со следующими пунктами:

  1. Торговый процесс и передвижение покупательских потоков должны происходить рационально.

  2. Трудоемкие процессы в основном выполняются механически.

  3. Удобство расположения вдоха, выхода, торговых отделов и оборудования для посетителей магазина.

  4. Размещая торговое оборудование, следует обращать внимание на эффективность использования рабочего пространства зала.

  5. Товар на полках размещается рационально и остается видимым для покупателей.

  6. Создать условия для простого и экономичного обслуживания залов для соблюдения санитарного и гигиенического порядка.

Самыми популярными и оптимальными пропорциями торговых залов выступают 1:1 и 1:3. Пространство будет иметь необходимый объем для создания торгового зала, где будет применяться метод самостоятельного обслуживания.

Если магазин располагается в отдельном здании, то пропорции торгового зала, как правило, являются приближенными к идеальным. Принимая форму квадрата, их деятельность становится максимально эффективной по вышеприведенным пунктам.

Противоположным случаем является вытянутая форма торгового зала в соотношении более 1:10. Такое пространство не позволяет использовать его практично, вызывает неудобства у покупателей.

Планировка подобного магазина – процесс не из легких.

Виды планировок для магазинов

Планировки для различных магазинов могут применять следующие виды:

1) Линейный. Товар располагается на торговом оборудовании, стоящим перпендикулярно кассам. Общая картина представляет параллельные линии, состоящие из стеллажей. Наиболее подходящий вариант для создания планировок в магазинах самообслуживания. Этот вид подразделяется на:

– Продольный. Расположение торговых стеллажей перпендикулярно потоку покупателей, входящему в магазин.

– Поперечный. Параллельное расположение товаров относительно входящему потоку.

– Смешанный. Допускается размещение стеллажей как вертикально, так и горизонтально.

2) Боксовый. При выборе этого вида планировки, общее торговое пространство разделяется на отдельные изолированные отделы. Планировка подходит для универсамов, где торговля осуществляется через прилавок.

Распределение оборудование в зале происходит в виде петли, по ней будет двигаться поток покупателей. Это вынуждает потребителя пройти все отделы, даже если в них приобретать он ничего не собирался.

При выборе боксовой планировки следует размещать большое количество указателей, рекламных и информационных плакатов, а также оставлять довольно большое пространство для передвижения покупателей. Это необходимо затем, если покупатель развернется на 180 и начнет движение в обратную сторону, он будет двигаться против общего потока.

Если сравнивать эту систему с линейной, то вторая более удобная. Совершая покупку, потребителю не придется расплачиваться за определенную категорию товаров на разных узлах расчета. Наличие в торговом зале отдельных боксов необходимо в том случае, есть осуществляется продажа необычных товаров (драгоценные металлы, пластинки и прочее).

3) Смешанный. Планировка оборудования включает в себя комбинацию линейного и боксового размещения мебели. Делая выбор в пользу двух видов планировок, нужно позаботиться о наличии указателей и знаков, в противном случае потребитель растеряется в запутанном лабиринте и предпочтет покинуть магазин.

4) Выставочный. Используется в тех магазинах, которые ведут продажи по выставочным образцам. Товар располагается на специальном оборудовании, примером может быть магазин техники.

5) Свободный. Подразумевает отсутствие какой-либо системы в процессе расстановки торговой мебели по залу. Учет формы пространства и геометрия не применяются.

Для магазина самообслуживания наиболее приемлемым видом организации торгового пространства является линейный. Торговое оборудование размещается в виде параллельных друг другу линий. Они находятся перпендикулярно кассовым аппаратам, где будет происходить расчет покупателей.

Для них этот вид планировки более удобен, поскольку оплата будет осуществляться единожды и в одном месте. Помимо удобства, при выборе линейного вида использование площади осуществляется рационально, позволяя размещать большое количество оборудования и представляемых к продаже товаров.

К тому же, это позволяет создать одну бригаду лиц, несущих материальную ответственность, а так же позволяет работникам быть взаимно заменимыми.

В магазинах, где обслуживание происходит традиционно, формирование мест для работы продавцов происходит в зависимости от реализуемых товаров и типа организации.

Так в магазинах, занимающихся реализацией продовольственных товаров, ширина пространства должна составлять минимум 2 метра, в непродовольственных – минимум 3 метра.

Глубина рабочего пространства не регламентируется, поэтому она может быть любой. Ее размер зависит от торгового оборудования, которым осуществлялась планировка магазина. Рабочее место продавца находится вблизи помещений, где происходит складирование товара, его подготовка к выпуску в продажу и хранение.

Занимаясь планировкой торгового зала, нужно обращать внимание на расположение дверей для входа и выхода покупателей, поскольку на этом будет строиться создание потоков потребителей, а также выбираться подходящее место для кассового оборудования.

Если двери для входа и выхода располагаются в самом центе зала, то речь идет о магазинах, применяющих систему торговли через прилавок. Это создано для того, чтобы вновь заходящие покупатели, могли рассредоточиться по всей площади торгового зала.

Источник: https://www.vitrina39.com/post/proekt-magazina

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.